Резкое обострение отношений России и Грузии стало неожиданностью для многих. Но как бы это ни парадоксально звучало, фактический разрыв дипломатических отношений сейчас на руку обоим президентам. Руководители государств извлекают из конфликта сиюминутные политические дивиденды, не слишком задумываясь о последствиях.

Кремль поигрывает мускулами, что нравится зомбированному телевизором народу. Подготовка к войне ведется в режиме чрезвычайной публичности. Нам постоянно показывают готовность России к агрессии в отношении соседнего государства, с садистским наслаждением смакуя мельчайшие подробности приготовлений к войне.

Тбилиси в ответ трубит на весь мир о своей полной невиновности, но при этом даже не пытается остановить эскалацию конфликта. Наоборот, с удовольствием наступает на любимую мозоль Кремля – чуть ли не в прямом эфире арестовывает сотрудников российских спецслужб. Путин в ответ говорит о грузинской власти как продолжателях традиции Лаврентия Берия и приостанавливает вывод российских войск из Грузии.

У этой неприятной истории есть еще и внутриполитический аспект. Рост напряженности с Грузией используется российской властью и как средство мобилизации населения. Ничто так не сплачивает народ, как наличие общего врага. Кстати, грузинский коллега Путина несколько лет демонстрирует не меньшее понимание данной технологии манипулирования сознанием.

Пока неизвестны мотивы процесса искусственного "сплочения" россиян. Энергию взбудораженных народных масс надо будет куда-то или на кого-то выплескивать. Учитывая упорное разыгрывание националистической карты частью властных группировок, "патриотический" антигрузинский угар могут оформить в полноценное погромное движение по отношению ко всем "черным". А когда начнется горячая фаза погромов, о выборах 2007-2008 можно будет забыть. Не случится даже уродливой электоральной альтернативы: или Кремль, или националисты. Нам просто скажут, что власть сейчас менять нельзя.

Но этот вариант развития событий годится в условиях виртуальных "баталий". А что ожидает Россию в случае начала настоящей войны? Во-первых, моментальная ликвидация последних признаков демократии. Какое вам еще гражданское общество и народовластие, когда страшный грузинский враг у ворот, строго поинтересуется Кремль. Отмена выборов, вплоть до уровня местного самоуправления, выдворение сомнительных элементов, читай оппозицию, в места не столь отдаленные, да мало ли чего еще можно придумать под такое то дело. Во-вторых, господин президент получает моральное право на продление полномочий в условиях военного времени. Может быть, поэтому Кремль с такой легкостью соглашается на самый плохой из всех вариантов развития событий – войну. Из кабинетов высших сановников она всегда видится маленькой и победоносной.

Давно известно, что ради власти многие люди готовы на все. Вспомним 1996 год, когда влиятельный тандем Коржаков - Барсуков сознательно работал на отмену выборов. Нет никаких оснований полагать, что сегодняшняя "партия войны" в Кремле остановится перед искушением упразднить ненавистную демократическую процедуру под предлогом военных действий.

А потом нас наверняка ожидает позорное поражение, потому что степень разложения российской армии достигла своего предела. Боеспособных войск у России практически нет. Еще хуже, если российские войска все же захватят Грузию. Вряд ли горячее грузинское население согласится оккупационным режимом северного соседа. Не стоит тешить себя иллюзиями, мол, простой грузинский народ только и ждет, кого ему посадят на шею вместо легитимного президента Саакашвили.

В условиях широкомасштабного сопротивления неизвестно, не перекинется ли пожар войны на сопредельные российские территории. Рядом с грузинской границей – такие взрывоопасные регионы как Чечня, Ингушетия. Другими словами, момент начала боевых действий в Грузии с большой долей вероятности станет началом процесса распада Российской Федерации.

Александр Трифонов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter