С 16 по 19 апреля 2008 года в столице Республики Марий Эл Йошкар-Оле прошел очередной VIII Съезд марийского народа ("Марий калык погын").

Марийцы – коренной народ России, общей численностью около 700 тысяч человек. Республика Марий Эл - один из наименее социально-экономически развитых регионов Приволжского федерального округа. Согласно последней переписи, марийцы составляют 43, 3 процента населения региона. Более половины марийского населения исторически проживает за пределами своей республики в Кировской, Нижегородской, Пермской, Свердловской областях, в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии.

Главной интригой съезда стали выборы нового председателя Мер Канаш (Всемарийского совета) – высшего исполнительного органа общественного движения марийцев на период между съездами. Съезды проводятся раз в четыре года. Отсчет ведется от I Всероссийского съезда мари в 1917 году. С 1918 года не проводились. Возобновлены в 1992 году.

Национальное движение марийцев неоднородно. Радикальное крыло национального движения представлено общественной организацией "Марий Ушем" ("Союз марийцев"). На прошлом съезде в марте 2004 года националисты "Марий Ушем" одержали трудную победу, выбрав на пост председателя своего лидера, видного марийского общественного деятеля, публициста и редактора международной финно-угорской газеты "Kudo-Kodu" Лайда Шемйера (Владимира Козлова). Членами Мер Канаш также, в основном, стали представители "Марий Ушем" и близкие к ним активисты-радикалы.

Харизматичный Лайд Шемйер занял резко оппозиционную позицию по отношению к региональным властям, часто апеллировал к зарубежным финно-угорским странам и европейским правозащитным структурам. При этом малочисленность радикалов и отсутствие независимых источников финансирования не позволяли им оказывать властям эффективное сопротивление. Радикалы совершенно справедливо требовали исполнения законов по защите прав коренного населения, но не могли влиять на проводимую политику напрямую. К тому же, на Шемйера и его семью оказывалось силовое давление — в 2006 году был избит сам Лайд, в 2007 году его жена.

В свою очередь "умеренные", гораздо менее мобилизованная масса активистов из числа национальной интеллигенции и госслужащих, на фоне патовой ситуации с радикалами получили дополнительные возможности для проведения модернизационной политики идентичности при интеграции с региональной властью, использовании ее ресурсов. Так, марийцы — единственный из финно-угорских народов России, кто за последние годы сделал качественный рывок в области создания современной национальной музыки, собственных медиа-ресурсов, ревитализации духовной жизни народа на основе Марийской традиционной религии. К тому же, "умеренные" не делили народ на своих и предателей, чем начали заниматься радикальные национальные политики.

Нынешний съезд проходил под диктовку "умеренных" делегатов. Многое было решено еще до начала заседаний с помощью методов аппаратной борьбы. Радикалы, формально находясь во главе Мер Канаш, не могли им ничего противопоставить. Правда говорить о до конца срежессированном мероприятии не приходится — часть выступавших крайне резко высказывалась в адрес политики властей как региональных, так и федеральных, обсуждались действительно остро актуальные проблемы развития марийского народа, а кроме Лайда Шемйера, выдвинутого на новый срок, и кандидата "умеренных" - депутата Государственной думы России от РМЭ Ларисы Яковлевой (марийки по-национальности), неожиданностью стало самовыдвижение марийского пенсионера Анатолия Смирнова с весьма своеобразной идеей создания на базе Мер Канаш Совета старейшин народа.

Появление джокера Смирнова в итоге сыграло решающую роль. Кульминацией съезда стали выступления кандидатов в председатели со своими программами. Лайд Шемйер снял свою кандидатуру. Без Смирнова выборы бы стали безальтернативными, что запрещено Уставом Всемарийского совета.

Символично, что в программе Яковлевой сразу прозвучала фраза о придании Мер Канаш статуса совещательного органа при правительстве РМЭ и ряд других высказываний, однозначно свидетельствующих о желании "умеренного крыла" и далее двигаться в тактическом союзе с регионалами.

Избрание женщины на пост председателя Мер Канаш знаменательно. Впервые женщина встала во главе общественного движения народа Волго-Камского макрорегиона. И впервые гендерный вопрос стал разменной монетой в политических играх национальных движений нерусских народов России.

В данном случае умеренные силы национальных активистов сумели сыграть на одном из базовых противоречий марийской культуры. Специфика марийского самосознания в том, что в нем сочетаются как патриархальные традиции – марийцы из всех поволжско-финских народов наиболее интегрированы с восточным, тюркским миром, – так и толерантное отношение к женщинам, присущее финно-уграм.

Например, самовыдвиженец на пост председателя Мер Канаш Анатолий Смирнов, близкий к радикалам, построил часть своей предвыборной кампании на утверждениях о невозможности женщины быть главой народа мари. Женщины-участницы "Марий Ушем" также критиковали сторонников Яковлевой за необдуманное решение, потому что "видели в лидере прежде всего мужчину, а женщина пусть будет рядом".

Во время съезда в кулуарах шутили, что теперь следует называть народ не "мари" - "мужчина", "муж" в переводе с марийского, но "вате" - "женщина", "жена". Этим лингвистические нюансы не кончались. Дело в том, что десять лет назад для председателя Мер Канаш было придумано специальное марийское название — Оньыжа. В буквальном переводе "князь". Титул оньыжи в древности носили наиболее уважаемые племенные вожди марийцев. Считается, что оньыжа направляет и защищает свой народ. Слово "оньыжа" в адрес адрес не было произнесено ни разу — князей-женщин у марийцев не бывало.

Ситуация обострилась до предела, когда накануне голосования ночью был жестоко избит один из лидеров "умеренного крыла" движения, член Мер Канаш Валерий Мочаев. Неустановленные лица проломили Валерию голову, после чего активист впал в кому. На уровне слухов, это происшествие связали с некой третьей силой, кроме власти и национальных активистов, которая хочет дестабилизировать ситуацию в регионе. Избиение Мочаева было одинаково не выгодно ни регионалам, ни националистам. Возможно, избившие рассчитывали на эмоциональную реакцию участников, но делегаты проявили поистине финно-угорскую выдержку и не стали обвинять с трибун съезда кого бы то ни было.

Кроме специфических проблем марийского движения в ходе съезда обсуждались общие для нерусских народностей вопросы. Это недавняя законодательная инициатива по отмене регионального компонента в среднем образовании, из-за которой изучение родного языка (кроме русского для русских детей) стало сугубо факультативным. Фактически, это узаконенная дискриминация по национальному признаку в масштабах огромной многонациональной страны, где каждый пятый гражданин принадлежит к национальным меньшинствам. Это проблема деградации села, где до сих пор проживает значительная часть марийского и другого нерусского населения, разрушения основ традиционной семьи и некоторые другие.

Подводя итоги мероприятия, можно говорить, о качественном изменении вектора развития национального движения народа мари. После избрания Ларисы Яковлевой радикальные активисты оказались практически выдавлены за пределы легального общественно-политического поля. В их руках осталась только одна зарегистрированная организация - "Марий Ушем". Вероятно, их критика еще более радикализируется, а акции станут носить совсем "партизанский" характер.

Марийцы вслед за чеченцами, татарами и башкирами пошли по пути использования властной вертикали в целях строительства собственной нации. Но хватит ли у поволжско-финского народа ресурсов для реализации этой модели, большой вопрос.

Александр Трифонов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter