В преддверии Олимпийских игр 2008 года в Пекине международное сообщество справедливо озабочено жестокими действиями Китая в Тибете. Однако толику внимания можно бы уделить и мытарствам россиян в связи с зимней Олимпиадой-2014, которая должна пройти в российском городе Сочи.

На прошлой неделе в Сочи приезжал чиновник из МОКа. Он отметил: "Здесь все приходится начинать с нуля". Жан-Клод Кили добавил, что полное отсутствие инфраструктуры говорит лишь о том, что у России появилась "потрясающая возможность" обустроить сочинский курорт.

Первоначально на игры в Сочи планировали потратить 12 млрд долларов, т.е. больше, чем ушло на три последние зимние Олимпиады вместе взятые. Теперь организаторы говорят о 20 млрд – а ведь на дворе еще только 2008 год. Это лишь начало новой масштабной утечки российских активов из рук государства в частные карманы – на этот раз под прикрытием олимпийских колец.

Три недели назад мы с представителями российской оппозиции провели пресс-конференцию с участием жителей Сочи. Мы зачитали отрывок из нового закона об олимпийских объектах, который позволяет государству конфисковать любое количество земли в данном регионе, причем оспаривать эти действия не разрешается. На основании одной-единственной бумажки люди лишатся своих домов и бизнеса, и у них не будет возможности ее опротестовать.

Правительство объявило, что скоро начнется приобретение земельных участков, а нынешние владельцы получат компенсацию, эквивалентную "справедливой рыночной цене", определять которую будет само правительство. К группе протестующих, которые во время визита делегации МОКа попытались развернуть плакат с надписью "SOS", милиция применила физическую силу.

Недавно Владимира Путина в Сочи навещал президент Джордж Буш, и никаких возражений по поводу наступления Кремля на частную собственность с его стороны не последовало. Наверное, это все та же "тихая дипломатия", на защиту которой несколько недель назад встал советник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли, когда ему задали вопрос по поводу притеснений тибетцев в Китае. Другими словами, вряд ли нынешний американский президент в ближайшем будущем скажет: "Я тибетец".

С проводимой Западом вот уже больше семи лет "тихой дипломатией" в отношении России я, к сожалению, знаком не понаслышке. Грубо говоря, "тихая дипломатия" это все равно что "ударим по рукам во что бы то ни стало". За этот период наша страна эволюционировала из хрупкой новорожденной демократии в кагэбэшный диктаторский режим. "Тихая дипломатия" принесла такие плоды, что пробовать что-нибудь более "громкое" уже поздно.

Несмотря на все пустозвонство насчет ПРО, Косово и НАТО, Путина и его клику по-настоящему заботят лишь две вещи: полновластие внутри России и легитимность за ее пределами.

Очевидно, что легитимность в глазах Запада важна для Путина. Иначе почему он просто не остался на третий срок, изменив Конституцию или вообще ее проигнорировав? Зачем он утруждал себя подтасовками на выборах?

Ответ: те сотни миллиардов долларов, которые утекают из России в карманы путинских олигархов, должны быть в сохранности. Лондонские фондовые рынки, швейцарские банки, недвижимость, европейские энергетические компании – вот куда в последние восемь лет уходит большая часть российских денег. Для того чтобы остаться на этом насиженном месте и совместно с Западом продолжать обогащаться, необходимо поддерживать демократический фасад.

Раньше я сравнивал нашу исчезающую демократию с политической обстановкой в таких странах, как Венесуэла и Зимбабве. Но реальность показала, как сильно я ошибался, проводя такие параллели – и как несправедлив я был к Уго Чавесу и Роберту Мугабе. Лидер Венесуэлы – обычный хулиган, которому посчастливилось сесть на нефтяную трубу, – проиграл на референдуме по вопросу о расширении своих полномочий каких-то 2%. Председатель российского ЦИКа Владимир Чуров не вынес бы такого позора!

Даже старомодный зимбабвийский деспот Мугабе слишком застенчив, чтобы опубликовать свои победоносные результаты на последних выборах. Чурова можно было бы сдавать в аренду другим мировым лидерам, которые не прочь стать диктаторами и при этом оставаться милыми друзьями для заправских демократов из Америки и Евросоюза.

Когда назначенный Путиным наследник – Дмитрий Медведев – "победил" на мартовских президентских выборах, лидеры свободного мира вытянулись во фрунт, чтобы поздравить его с "мягкой передачей власти", как выразилась бундесканцлер Ангела Меркель. Интересно, а в Гавану они позвонить не забыли, когда Фидель Кастро аналогичным образом передавал бразды правления своему брату?

Основная задача Кремля – придать своим капиталам на Западе легитимность, и все эти поздравительные звонки в адрес Медведева стоили Москве многие миллиарды долларов. Передача власти состоялась. Последний штрих к российскому демократическому фасаду был встречен лидерами стран "большой семерки" практически без единого возражения. Ситуация усугубляется возвращением к власти Сильвио Берлускони, который сам вызвался быть "адвокатом" Путина и его клики в Европе.

Не надо быть храбрецом, чтобы критиковать режимы Фиделя Кастро или Ким Чен Ира. Премьер-министр Великобритании Гордон Браун весьма жестко раскритиковал выборы в Зимбабве. Но как только речь заходит о России или Китае, ситуация с основными правами человека мгновенно становится "неоднозначной".

Я целиком и полностью поддерживаю мнение, что потворствовать действиям Китая нельзя. Но в то же время я думаю, что политики должны найти в себе мужество самостоятельно разрешить этот конфликт, а втягивать в него лучших спортсменов мира нечестно. Неужели россиянам придется дожидаться 2014 года, чтобы мировая общественность поддержала их в борьбе за права человека?

Текст опубликован в The Wall Street Journal

Гарри Каспаров

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter