Защита конкуренции на уровне деклараций стала одной из главных забот новоизбранного президента Медведева и премьера Путина. С инфляцией, за которой, по версии властей, стоит ценовой сговор монополистов, кто только уже не борется. В структуре Правительства создана межведомственная комиссия по борьбе с инфляцией во главе с Алексеем Кудриным, в Минэкономразвития чуть ранее создан Департамент развития конкуренции и конъюнктуры рынка. Не остались в стороне даже силовики. В середине июля при Генеральной прокуратуре учреждена межведомственная рабочая группа по борьбе с ценовыми сговорами монополистов. Только воз и ныне там. Цены растут, монополии чувствуют себя прекрасно.

Недавно нам стали известны подробности того, каким способом газовый монополист "Газпром" обходит антимонопольное законодательство в сфере страхования. Технология проста и незатейлива. А о честной конкурентной борьбе на страховом рынке говорить невозможно.

В 2006 году в России был принят специальный закон "О защите конкуренции", существенно ограничивающий права монополистов. Газовый монополист, по сведениям наших источников, активно лоббировал непринятие законодательного акта.

Среди законодательных нововведений выделялась обязанность монопольного производителя проводить тендеры под выбор товаров и услуг. Тендеры стали обязательными и для услуг по всем видам страхования, необходимого предприятию для обеспечения страховых рисков. Среди них и страхование имущества, оборудования, транспортировки газа, ответственности по особо опасным видам работ и так далее. В масштабах газовой империи — немаленькие деньги, исчисляющиеся миллиардами рублей. Взять хотя бы один из последних по времени примеров. 30 июня акционеры монополии одобрили очередную сделку по страхованию на общую сумму в 10 триллионов рублей с предельной страховой премией в 6 миллиардов. Предельная сумма представляет собой максимальный размер ответственности по договорам страхования, а предельная страховая премия — максимальная сумма, которую получит страховая компания.

Страховщиком "Газпрома" сегодня является страховая компания "Согаз". Стремительное восхождение компании началось три года назад, после того как ее купил небезызвестный банк "Россия". Сегодня "Согаз" уже стал лидером на рынке страхования. За первое полугодие 2008 года страховщик собрал 21,39 миллиарда рублей страховых сборов. Основная часть собранной суммы приходится на страхование предприятий "Газпрома".

Последний тендер по выбору услуг страхования был объявлен в декабре 2006 года, в одно время с принятием закона "О защите конкуренции". Только страховщика почему-то выбрали сразу на пять лет вместо одного года, положенного по закону. Им естественно стал "Согаз".

Этот тендер проводился сразу для всех предприятий "Газпрома", местных страховщиков на него не допустили. Хотя предприятия "Газпрома" находятся во всех регионах, и для местных страховщиков работа с ними стала бы хорошим стимулом для развития локальных сообществ, регионального бизнеса.

В том же году проводилась реструктуризация монополиста, из него выделились дочерние предприятия — новые юридические лица. Среди них "Газпром югподземремонт", "Газпром северподземремонт" и другие. На них почему-то распространились правила общих для "Газпрома" тендеров, что также является незаконным. Новое юридическое лицо, согласно закону, обязано было провести свой тендер.

Как мы видим, все просто. Монополист выбирает страховщика так, как он хочет. Завтра захочет и выберет не на пять лет, а на двадцать пять. Или пожизненно, чего тут мелочиться. Станет им самая достойная в глазах "Газпрома" компания "Согаз". По информации из осведомленных источников, всем газпромовским структурам устно запрещено страховаться у других страховщиков. Предприятия боятся заключать договоры с неправильными страховыми компаниями. Налицо сговор газовой монополии со страховщиком.

Почему не проводятся обязательные ежегодные конкурсы? Какая может быть защита конкуренции при самовольном выборе со стороны монополиста? Почему вопиющим фактом попрания антимонопольного законодательства до сих пор не заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба или прокуратура? Вопросы без ответов.

Мы привыкли думать, что "Газпром" являет собой послушное орудие в руках высшего руководства страны. Газовая политика неоднократно применялась Россией в отношении строптивых соседей. Украина, Грузия, Польша на себе испытали тяжесть газовой дубины.

Но "Газпром" не зря называют государством в государстве. Законы Российской Федерации для газового монополиста не действуют. Для него действует право сильного.

Алексей Грачев

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter