Ряд коммунистических организаций собрался 4 октября на площади Краснопресненской заставы, чтобы вспомнить жертв расстрела Белого дома в 1993 году. Об этом сообщил корреспондент Собкор®ru.

На площади собралось около 3 тысяч участников, среди которых были члены КПРФ, Союз советских офицеров, нацболы, троцкисты, АКМ, СКМ. Активно распространялись листовки, многие держали в руках плакаты антиельцинского и антикапиталистического содержания.

Перед собравшимися исполнил патриотические песни Александр Харчиков. Выступающие от КПРФ попытались представить мероприятие как собственное, что вызвало недовольство многих участников. Евгений Доровин, председатель комитета памяти жертв октябрьских событий, в частности заявил: "КПРФ - единственная сила, способная противостоять ельцинизму".

Пресс-секретарь МГК СКМ заявила: "Мужлан предал подло наш народ", имея в виду президента РФ Бориса Ельцина. Остальные выступления были в том же ключе.

Участница тех событий, нацболка Анна Комарова, рассказала о произошедшем в 1993 году и о своей оценке. "Не быть у Белого дома было невозможно, когда вышел указ 1400. Потом началась белорусская эпопея. Попытка прорыва к Белому дому была совершена в спокойной обстановке. В нем были отключены свет и связь, Белый дом был обнесен колючей проволокой.

3 октября был митинг на Октябрьской площади за воссоединение с Белым домом. Было что-то вроде первомайской демонстрации. Мост был прегражден колонной ОМОНа, за мостом применили газ "Черемуха". Толпа разозлилась и вооружилась чем попало, кордоны сметались чем попало. У Белого дома фактически сопротивления не было. Была всеобщая эйфория", - рассказала Комарова.

"Хасбулатов вышел на балкон. Вскоре началась перестрелка у мэрии, она была взята, появился красный флаг. Макашов отдал приказ двигаться на "Останкино". У мэрии стояли грузовые авто для людей с ключами зажигания. Колонна двигалась к "Останкино", параллельно двигалась колонна БМП. Колонна прибыла беспрепятственно к центру. Руководство "Останкино" отсутствовало, во внутрь не пустили. Начались сумерки. Народ прибывал, ожидая выхода в эфир. Грузовик Анпилова въехал в техцентр, послышался звон стекла. С 3 этажа началась стрельба из автоматов трассирующими пулями по толпе. Позднее были попытки поджечь центр. Лично Макашов пытался подавить автоматным огнем огневую точку, оружие было у соратников РНЕ только. Позднее взрыв - говорят, выстрел из гранатомета. Толпу стали подавлять и с крыши "Останкино", и по проспекту Королева ехали БМП и расстреливали всех", - вспоминает нацболка.

"Восхищаюсь разработчиком этой операции по подавлению. Эффективно, цинично и радикально выкорчевали оппозицию на месяц вперед. Не возникло никакого сопротивления, городских партизан", - отметила Комарова. По ее словам, ныне запрещенная партия НБП явилась закономерным итогом тех событий. "Идеи партии формировались уже тогда. У костров Белого дома шла напряженная выработка новой идеологии, но не успела сформироваться. Она воплотилась лишь в последствии в идеологию НБП", - заявила нацболка.

После митинга на площади колонна двинулась по улице Красная Пресня. В изголовье колонны шло несколько десятков человек с портретами убитых на "Останкино" и Белого дома. Коммунисты несли растяжку "Жертвы ельцинского режима" и "Нет прощенья палачам!" Через звукоусиливающую аппаратуру звучала документальная запись перестрелки у Белого дома.

Наиболее активными были колонны нацболов и АКМ. Первые скандировали "Долой эту власть" и "Ленин, партия, социализм". Нацболы вовсю задействовали лозунги, связанные с незаконной передачей Китаю островов в Хабаровском крае. Они скандировали: "Долой китайскую экспансию!", "Тарабаров - русский остров", "Россия - все, остальное - ничто", "Нация, Родина, Социализм". Ими распространялась листовка с требованием освобождения Алексея Макарова, высадившегося 1 октября на отданный китайскому государству остров.

Сотрудники милиции пытались преятствовать раздаче листовок и даже задержали нацболку Алену Горячеву, но вскоре отпустили.

Напомним, события 1993 года — разгон Верховного совета Российской Федерации — известны также как "конституционный кризис 1993 года", "расстрел Белого дома" и "указ 1400". С 21 сентября по 4 октября 1993 года в стране произошел конфликт двух ветвей власти вследствие конституционного кризиса. Результатом противостояния стали вооруженные столкновения на улицах Москвы, штурм телецентра "Останкино" и обстрел из танков Белого дома. В ходе этих событий погибли не менее 150 человек.

Кризис явился следствием противостояния двух политических сил: с одной стороны — президента России Бориса Ельцина и его сторонников, а с другой стороны — вице-президента Александра Руцкого, Верховного совета во главе с Русланом Хасбулатовым и Съезда народных депутатов.

Противостояние окончилось силовым разгоном парламента, победой президента Ельцина и принятием новой Конституции, которая, по мнению ряда экспертов, наделила президента России неограниченными правами и полномочиями. Признанный неконституционным указ президента о прекращении деятельности Верховного Совета и последующие силовые действия Институт всеобщей истории РАН определяет как "государственный переворот".

Станислав Решетнев, Ольга Сашина

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter