На первой неделе декабря власть решила взять реванш и ответить на "укусы" оппозиции. Пока, правда, только в телевизионном эфире. Чиновники и карманные политики, прикрываясь, как щитом, именем "национального лидера", показали стране, что они бы сделали с народом, будь их воля. Картина получилась, прямо скажем, неприглядная.

А ведь предупреждал нас мудрый Михаил Жванецкий в программе "Дежурный по стране" (канал "Россия")! Говорил нам о том, что "рука, которая завинчивает гайки, не сможет их развинчивать, поэтому нужно убрать эту руку". Понятливые зрители не задавались вопросом, чья же рука имелась в виду. После известной песни Нателлы Болтянской "Гаечка", которая не раз звучала на митингах оппозиции, думающие россияне таких вопросов себе не задают.

Впрочем, Михаил Михайлович на этом не остановился. Он выдал совершенно крамольную фразу о том, что в нашей стране у начальства вошло в привычку врать своему народу. По какой-то поистине "кафкианской" злой иронии вскоре после этих слов наступила рекламная пауза. Основным в этой паузе оказался ролик, анонсирующий предстоящее телевизионное общение российского премьера с подведомственным ему народом.

Поистине – услужливый дурак, роль которого в данном случае сыграл неизвестный нам выпускающий режиссер эфира, порой оказывается опаснее врага. Для действующей власти, разумеется.

О самом "телевизионном общении" Путина с населением мне, честно говоря, и вовсе не хотелось сегодня упоминать. На мой взгляд, это действо не только выходит за рамки формата продукта медиапространства, но, по большому счету, не относится даже к области политических технологий. Обыкновенная примитивная халтура. К тому же, очень скучная.

Неудивительно, что это выступление было с иронией встречено даже журналистами в официальной и полуофициальной печати. Что уж тут говорить о публицистах таких изданий, как "Московский комсомолец", которым, как известно, при иных обстоятельствах палец в рот не клади!

Однако нашлись среди зрителей и те, кому понравилось, если не выступление премьера, то сама его кипучая деятельность. В их числе оказался первый и последний президент СССР Михаил Горбачев. В программе Первого канала "Познер" Михаил Сергеевич весьма положительно отозвался об авторитарных методах правления "национального лидера". По убеждению Горбачева, за годы путинского царствования окрепло государство, возродилась армия, была выстроена несгибаемая властная вертикаль. Сейчас, убежден он, надо действовать, а не "читать учебники".

Оставим это странное и не очень грамотное утверждение на совести Михаила Сергеевича. Видимо, немолодой человек просто оговорился. Тем более что знаковых оговорок "по Фрейду" на неделе было, как никогда, много. Вроде бы некоторые выступающие и хотели сказать то, что "нужно", а вылетало из уст то, что они думали на самом деле. Так, бывший крупный милицейский чин, а ныне не менее крупный депутат Владимир Колесников в программе "К барьеру!" (канал НТВ) выдал сразу несколько мощных перлов. Он, в частности, ненароком обмолвился, что "брак" в работе профессиональных судей сегодня составляет 0,4 процента.

Под "браком" бравый генерал, оказывается, подразумевал процент оправдательных приговоров! Понятно, что, ляпнув такое, депутат подставился по полной программе. Даже лояльный к властям ведущий "К барьеру!" Владимир Соловьев вынужден был заметить, что в годы репрессий и застоя процент оправдательных приговоров и то был как минимум на порядок выше.

На что Колесников не нашел ничего лучшего, как ответить, что у нас, дескать, сложилась уникальная система высококачественного и высокопрофессионального предварительного следствия. Поэтому в оправдательных приговорах якобы теперь нет нужды – все невиновные отсеиваются на предварительной стадии.

Слушая эту, прошу прощения, околесицу, я подумал о том, что подобные аргументы использовали сторонники административно-командной системы, доказывая целесообразность и даже необходимость проведения безальтернативных выборов. Они, помнится, говорили, что отбор кандидата происходит на стадии предварительных обсуждений в трудовых коллективах. Поэтому включение в бюллетени более одного кандидата просто нецелесообразно – остальные уже "забракованы" строгими товарищами и коллегами по работе.

В мнении о том, что "гипотеза" генерала не выдерживает никакой критики, я не одинок. Крайне критически оценивают работу милиции и сами силовики. Военный психолог, полковник внутренней службы Михаил Виноградов в программе "Ничего личного" (канал "ТВ-Центр") сообщил, что по результатам социологических исследований примерно 30 процентов поступающих на работу в милицию сделали свой выбор ради получения доступа к оружию и обретения власти над людьми.

Подумайте только – каждый третий из наших "защитничков" пошел в менты ради "ствола", который он не задумываясь пустит в ход, чтобы доказать свое превосходство!

В той же передаче уже "действующий" милиционер Андрей Ботанин, пытаясь оправдаться, говорил, что офицерам приходится работать с тем личным составом, который у них есть. Дескать, почему-то "интеллигенты в шляпах" не стоят в очередях ради того, чтобы попасть на работу в милицию.

Знакомая риторика! Помнится – и я уже приводил этот пример – нечто подобное говорил мне несколько лет назад другой знакомый милицейский полковник. Он тоже сетовал, что почему-то молодые, умные и сильные идеалисты не идут в милицию, чтобы на деле бороться за торжество добра и справедливости.

Я задал ему тогда только один вопрос: а что будет, если они вдруг придут?

Неожиданно якобы интеллигентное лицо собеседника исказилось тогда гримасой ненависти. Он почти выкрикнул, что если они и придут, то их никто в милицию не пустит. Поскольку это вотчина профессионалов и "хлюпикам-штатским" там делать нечего.

Вот тут-то и зарыта собака! Милицейскому начальству выгоден полуграмотный сержант или рядовой с криминальными наклонностями, пришедший на службу ради обладания заветным "стволом". В отличие от "милиционера в шляпе" такой сержант будет всегда послушен и управляем. Он, не раздумывая, скрутит в бараний рог любого "несогласного", неформала и иную "красную сволочь".

Напротив, "милиционеру в шляпе" в голову не придет в нарушение закона проверять документы на улицах, ориентируясь только на "неправильный" цвет волос или "неприятный" разрез глаз. Поэтому тем, кто "в шляпах", не место в рядах карающих отрядов безжалостной власти.

Жестокая власть рождает повальную агрессивность и безудержную ложь. В эфире программы "Судите сами" (Первый канал) эту истину убедительно подтвердил бывший режиссер Сергей Кургинян. Он высказал мизантропическое суждение, будто у России сейчас нет альтернативы холодной войне. Кургинян заявил, что если мы "не воссоздадим формат холодной войны", то у нас останутся два пути – путь уступок коварному и алчному Западу или вступление в собственно "горячую войну".

Атмосфера ненависти к Западу оказалась настолько заразительной, что даже ведущий программы Максим Шевченко допустил в финале в общем-то несвойственный для него ляп. Он сказал, что агрессивный блок НАТО провел за последние десятилетия четыре "горячих войны", в результате одной из которых было уничтожено целое государство – Социалистическая Федеративная Республика Югославия.

Осмелюсь утверждать, что это заявление является заведомо ложным. Поскольку СФРЮ прекратила существование 27 апреля 1992 года, когда на ее месте была создана Союзная Республика Югославия. Но НАТО к этому историческому событию не имело ни малейшего отношения. Просто потому, что до начала агрессии против СРЮ — а другой "горячей войны" на Балканах с участием альянса просто не было – оставалось еще долгих семь лет. Напомню, что бомбардировки Белграда начались 24 марта 1999 года. Военные действия продолжались в течение почти трех месяцев, до тех пор пока девятого июня того же года власти Сербии не согласились на ввод в Косово международных сил безопасности.

Причем даже эта война не повлияла на государственное устройство страны. Югославия окончательно исчезла с географических карт только спустя четыре года, 4 февраля 2003-го, когда вместо СРЮ был образован Государственный союз Сербии и Черногории. Да и здесь козни зловредного Запада оказались ни при чем. Союзная Республика развалилась в результате непомерных амбиций лидеров, прежде всего, Черногории.

Я столь подробно пересказываю всем известные исторические факты по простой причине. На одном элементарном примере я хочу показать, что сегодняшнее официальное телевизионное вещание в значительной степени построено на вранье, лукавстве, подтасовках и передергивании фактов.

Собственно, с этого мы и начали наш сегодняшний разговор. Михаил Жванецкий и на этот раз оказался прав.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter