Президент страны впервые обратился к россиянам с экранов телевизоров в рождественский сочельник. Подчеркну этот факт особо, поскольку, как мне уже неоднократно приходилось писать на нашем сайте, именно 24 декабря весь христианский и почти весь православный мир празднует канун Рождества. Исключение из девятнадцати автокефальных православных церквей составляют всего четыре — русская, сербская, грузинская и иерусалимская. Подавляющее, как принято говорить, меньшинство.

Аналитики усмотрели в этом телевизионном интервью президента два символичных момента. Во-первых, обращение к нации именно в день сочельника они сочли подтверждением приверженности президента общепризнанным мировым ценностям. Ну, а то, что в нынешнем году таких телеобращений, вместе с новогодним, окажется два, говорит, по мнению комментаторов, о стремлении молодого президента закрепиться в своем лидерстве.

На мой взгляд, если цель действительно была таковой, то достигнуть ее пока не удалось. Телевизионное рождественское интервью получилось по-византийски пышным и по-советски слащаво-комплиментарным. Информационная его насыщенность оказалась близка к нулю, что должно было быть более чем понятно одному из авторов программы – Татьяне Митковой, для которой еще совсем недавно новости действительно составляли суть и смысл профессии.

Не удалось, кстати, президенту и его "соавторам" полностью исключить из интервью и болезненную тему "национального лидера". Пришлось Дмитрию Медведеву с видимым усилием выдавить из себя очередную банальность по поводу того, что ему с этим "лидером", дескать, вполне "комфортно". В итоге вместо ожидаемого доброго рождественского Деда богатырского сложения из детской сказки перед зрителями предстал сердитый дедуля с бородой из ваты времен нашей студенческой юности.

Слабовато оказалось у сердитого деда и по части подарков. Вообще-то, они, конечно, были, но особым разнообразием не отличались. Правда, "дедушка" сказал, что наша страна в целом достаточно подготовилась к кризису и никаких чрезвычайных мер вводить не планируется. Однако, видимо, ввиду старческого склероза, он быстро забыл сказанное, поскольку все последующие слова "дедушки" полностью опровергали его же собственные оптимистические прогнозы. Умеющие "слышать между слов" прекрасно поняли, что "дедушка" приготовил в своем волшебном мешке два основных "подарка". Для послушных и понятливых — тотальную нищету, для непослушных и непонятливых — крепкие милицейские дубинки.

Тем немногим, кто рискнул усомниться в мудрости высшей государственной власти, было предназначено разъяснение "верного рупора" этой власти в лице члена Общественной палаты Максима Шевченко. В программе "Особое мнение" (совместный выпуск канала RTVi и радиостанции "Эхо Москвы") он "логично" обосновал применение силы против недовольных политикой федерального центра жителей Владивостока и, в общем-то, недовольных в принципе.

Шевченко заявил, что видит переброску подмосковного ОМОНа в Приморье "как демонстрацию федерального центра, федерального правительства местным властям Дальнего Востока, что шантажировать центр и шантажировать единое пространство страны организованными беспорядками не получится". Он считает, что "в преддверии кризиса Москва показала волю и силу, и это правильно", что "центр берет абсолютно правильный курс на привязку социальных и экономических форматов Востока и Дальнего Востока к общим форматам страны". Шевченко с восторгом видит в России "единое полицейское пространство" и полагает переброску карательных отрядов в контексте диалога с местными элитами "абсолютно правильной историей".

"Единое полицейское пространство" – это круто! Жалко только, что об этом "открытии" отважного журналиста узнали не все россияне. Потому что программы даже отечественного радио "Эхо Москвы", не говоря уже о телепрограммах канала RTVi, пока доступны далеко не всем. По этой же причине российские телезрители не узнали и о первопричине дискуссии, то есть о том, как были разогнаны мирные митинги и пикеты Приморских автолюбителей, протестовавших против повышения таможенных пошлин на ввоз в Россию подержанных иномарок. Картинки бесчинств озверевших московских ментов, помимо названного канала RTVi, показал только канал Рен-ТВ в своих новостных программах и программе "Неделя" с Марианной Максимовской. Другие каналы не упомянули об этом совершенно возмутительном случае.

Зато немало говорилось по поводу уже упомянутой мудрости власти и дальновидности принимаемых ею решений. В минувшее воскресенье руководство канала ТВ-Центр решилось на беспрецедентный шаг, не имевший до этого аналогов, даже с учетом полного господства в эфире пропагандисткой составляющей. Вместо ставшего уже традиционным добротного воскресного детектива была показана наскоро сработанная агитка "Уроки пятидневной войны. Шипы "революции роз".

Уже из самого названия понятно, что авторы поставили перед собой задачу еще раз накануне Нового года заклеймить ненавистного Саакашвили и пропеть нестройную осанну мудрой кавказской политике российских властей. Уже поэтому на фильм можно было бы не обращать особого внимания. Если бы не одно обстоятельство: в анонсах было сказано, что в создании ленты участвовали крупный российский режиссер Карен Шахназаров и выдающийся музыкант современности Валерий Гергиев.

Сразу скажу, что участие Шахназарова вызывает весьма сильные сомнения. Скорее всего, известный режиссер просто по неведомым нам причинам разрешил использовать свое имя в сомнительной пропагандистской кампании. Что же касается Валерия Гергиева, то его роль оказалась более определенной и, увы, более незавидной. Маэстро было поручено еще раз сообщить на всю страну, что в ходе конфликта со стороны Южной Осетии погибли две тысячи мирных граждан.

Я говорю о "незавидной роли" музыканта потому, что за два дня до этого, в пятницу, в эфире прозвучали совсем другие цифры. Автор и ведущий программы "Власть" (канал RTVi) Евгений Киселев сообщил зрителям, что, по его мнению, одной из центральных фигур этой недели оказался глава Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин. Он представил уточненные данные по потерям среди военнослужащих и мирного населения в Южной Осетии. Оказалось, что спустя четыре с лишним месяца после войны доподлинно можно установить гибель 162 жителей Южной Осетии, а вовсе не двух тысяч, как утверждали власти республики.

Евгений Киселев сделал вывод о том, что подтвердились предположения правозащитников, которые уверяли, что цифры завышены на порядок. Также Бастрыкин доложил о сорока восьми погибших военнослужащих, в том числе о десяти миротворцах. Еще двое пропали без вести. Следовательно, глава СКП дал точные данные и не стал расплывчато говорить о тысячах погибших, как это делали многие политики.

Те зрители и слушатели, которые были лишены возможности принимать программы канала RTVi и радиостанции "Эхо Москвы", смогли услышать те же самые данные на следующий день в эфире программы "Неделя" с Марианной Максимовской (канал Рен-ТВ).

Таким образом, маэстро Гергиев с подачи мастеров "кривого эфира" ввел, мягко говоря, в заблуждение, миллионы россиян. Это очень тревожный симптом. Недаром другой наш выдающийся кинорежиссер – Александр Сокуров сказал в программе "Познер" (Первый канал), что у него сегодня нет уверенности в завтрашнем дне. Мастер признался, что боится за общество и за государство.

Признание, конечно, не совсем новогоднее. Но оно характерно для большинства из тех россиян, кто искренне обеспокоен судьбой страны.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter