Кризис нарастает, рубль рушится, а главными медийными фигурами событиями в России становятся сомалийские пираты. Можно подумать, своих у нас нет! Они, правда, разъезжают не на моторных лодках, а на "мерседесах", БМВ и "хаммерах". Зато с размахом доят уже не частных судовладельцев, а целое государство. Но о Чечне СМИ молчат уже столь глухо, словно там всеобщее умиротворение, восстановление и божья благодать.

Не большой секрет, что Чечню современную, кадыровскую, с Москвой связывают узы весьма специфические. Грозный (или, если уж точнее, Центорой) лоялен федеральному центру на вполне конкретных условиях: вы платите – мы вам не стреляем в спину. Пока... Лояльность, впрочем, больше показная, ибо временами и местами на большой чеченской дороге федералам в спину все же постреливают – и не факт, что одни лишь непримиримые боевики. И стоит ситуации измениться, Рамзану Кадырову ничего даже не надо с нуля строить и создавать, у него есть все: и собственная армия, и личное квазигосударство, у которого даже имеются свои регалии, ордена и медали.

А измениться может многое. Например, опустеют "закрома Родины". Ведь ситуация на Кавказе как две капли воды напоминает эпоху разложения Римской империи, когда Рим уже не собирал налоги на своих окраинах, а, напротив, истощал казну непомерными выплатами племенным вождям – в обмен на формальную лояльность. Нечем стало платить варварским царькам – империя рухнула. Вот и выходит, что именно от кризиса зависит в какую сторону поплывает Рамзан Ахматович и, соответственно, выживет ли метрополия. А на его честное слово особо рассчитывать не приходится: клялся в верности он только президенту Путину – никому более. Заметим: лично и конкретно Путину в должности президента, а не президенту России как таковому. Ныне же и президент иной, а премьерам наш герой клятв не раздает...

Элементы нарочитой фронды в отношения Рамзана с центром в состоянии заметить любой наблюдатель. Причем из этих баталий хозяин Чечни пока что выходил победителем.

Например, к осени 2008 года он де-факто закончил формирование своей личной армии из бывших боевиков (общую численность формирований Кадырова оценивают в 20 тысяч "штыков"). Да еще и добился ликвидации альтернативных структур, которые могли бы служить противовесом его преторианской гвардии в собственно чеченской среде: расформированы батальоны ГРУ Генштаба ВС РФ "Запад" и "Восток", отряд ФСБ "Горец", ОРБ-2 (оперативно-розыскное бюро),подчинявшееся МВД РФ. Еще можно вспомнить, как в марте 2007 года чеченские власти публично унизили Москву, направив в Конституционный суд России запрос на восемь миллиардов рублей – в качестве компенсации за депортацию 1944 года.

Только за январь 2009 года сам Кадыров или его представители, как минимум, трижды весьма резко и публично противопоставили себя федеральным властям. Сначала начальник Чечни самолично и резко высказался по поводу условно-досрочного освобождения Буданова. "Я не верю в раскаяние человека, совершившего подобное преступление. Даже если он раскаялся, осужденный за столь дерзкое и циничное убийство ни в чем не повинной несовершеннолетней школьницы не должен подпадать под УДО. Более того, он заслуживает более строгого наказания, – заявил Кадыров 13 января. - Правосудие действует по двойным стандартам. Юрий Буданов, убийца и насильник, по сути, оправдан. В то же время сотни чеченцев, осужденные на начальном этапе контртеррористической операции по надуманным подозрениям или за незначительные преступления, а порой и безвинно, осуждены на 10-15 лет... В лице Буданова оправданы все военные преступники". Слова справедливые, только кто бы говорил! За самими кадыровцами шлейф тянется не менее кровавый.

Впрочем, хозяину Чечни до самого двойного стандарта российского правосудия дела нет: нужных лично ему людей из тюрем и зон вытаскивают достаточно легко. И на радетеля об убиенной Кунгаевой он тоже мало похож – в ином случае семье Кунгаевых не пришлось бы искать убежища в Норвегии. Однако дело Буданова – разменная монета в торге с федеральными властями, неплохая возможность еще раз их шантажнуть, напомнив, кто кому должен. И, обозначив свою позицию, больше о деле Буданова Грозный не заикался. Хотя от еще одного укола не удержался: наперекор официальной Москве посмертно наградил адвоката Станислава Маркелова аж двумя своими медалями. И это тогда, когда и президент, и премьер метрополии предельно демонстративно и холодно не промолвили даже словечка по поводу этого убийства. Чеченские власти открыто оппонируют уже и ФСБ, выступая защиту Ахмеда Закаева. 30 января руководитель информционно-аналитического управления чеченской администрации Лема Гудаев заявил, что Закаев "один из немногих и наиболее адекватных представителей так называемого правительства Ичкерии. Он отвергает террористические методы сопротивления и за ним не тянется шлейф тяжких преступлений, и потому мне не совсем понятен смысл утверждений о его причастности к формированию каких-либо вооруженных террористических групп". Кстати, в сентябре 2008 года Рамзан Кадыров публично озвучил приглашение Закаеву: приезжай, ты нам очень нужен. Это при том, что ФСБ постоянно обвиняет Закаева то в организации терактов, то новых бандформирований, а Генпрокуратура тщетно пытается добиться его экстрадиции из Великобритании. Да и сам Кадыров "подобрел" к Закаеву как-то вдруг. Еще пару лет назад он сам назвал Закаева одним из организаторов теракта против Ахмада Кадырова 9 мая 2004 года: "Закаев, находящийся в Лондоне, преступник и убийца". Видимо, с тех пор что-то сильно изменилось, раз Рамзан больше не обвиняет Закаева в убийстве своего отца.

К слову, одним лишь призывом к Закаеву дело не заканчивается. Кадыровский проект возвращения из-за границы домой видных представителей сепаратистстского движения функционирует вполне успешно. В августе 2008 года экс-министр обороны масхадовского правительства Магомед Хамбиев отправился за границу с миссией убедить ряд видных соплеменников, что Рамзан не так уж и плох. И в середине августа неожиданно для всех на родину вернулся его родной брат, Умар Хамбиев, бывший при Масхадове министром здравоохранения. Встречать Умара Хамбиева в "Шереметьево" приехал лично Рамзан Кадыров.

Летом того же 2008-го в Чечню с тайными поездками зачастил и Тимур Муцураев. Если кто не в курсе, это известнейший чеченский бард, автор потрясающе-изумительного воздействия песен, воодушевлявших сепартистов во время первой кампании. И вдруг он – гость Кадырова! Сам Муцураев свои визиты объяснил желанием "прекратить стрелять друг в друга, сохранив единство чеченского народа". Для непонятливых: к прекращению войны с русскими призыва не было... Но куда более существенно другое признание Муцураева: он поведал, что ездил не сам по себе, а, цитирую по сайту сепаратистов, "от имени оставшихся бывших бойцов гелаевского подразделения, которые сейчас проживают за рубежом". Там же наличествует информация, что Муцураев консультировался с Закаевым, перед визитом в Чечню посетил Турцию, где встречался с гелаевцами. После же посещения Чечни прибыл в Баку, где уже по поручению Кадырова провел встречу опять-таки с рядом гелаевцев. А во время этой встречи звонил Закаеву в Лондон для согласования позиций.

Интрига была встречена Москвой без восторга. Ведь не столь важно, достигнуты ли эти несомненные успехи подкупом, угрозами или шантажом. Существеннее иное: Рамзан собирает возле себя настоящую коллекцию весьма авторитетных сепаратистов. Да еще ведет закулисные переговоры с Лондоном, Баку, посылает эмиссаров в Турцию. И все – через голову центра! Федеральные службы вполне резонно могут предполагать, что нынешний начальник Чечни активно зондирует почву за рубежом на предмет смены спонсора: ну, как у нынешнего вымя иссякнет.

Владимир Воронов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter