"Бедный человек несвободен", – заявил заместитель главы администрации президента Владислав Сурков на форуме "Стратегия-2020". Так он упрекнул своих неназванных оппонентов, якобы противопоставляющих свободу и материальное благополучие. Сам Сурков – апологет идеи обогащения, он немало поспособствовал внедрению коммерческого формата отношений внутри элиты. Тем не менее, по признанию замглавы администрации президента, кризис внес сумятицу во властные ряды. И прежде всего, проводимая политика всеобщей коммерционализации не способна  консолидировать региональные элиты.

Практика показывает, что именно такой тип отношений привел к губернаторской фронде, которая усиливает процессы дезинтеграции в стране.

В поиске крайнего

Проблема усугубляется тем, что значительнее всего от кризиса пострадали региональные бюджеты, в том числе и в наиболее промышленно развитых регионах. Уязвимость бюджетов связана с тем, что они формируются в основном за счет налога на прибыль и подоходного налога. Таким образом, наполняемость бюджета зависит от деятельности одного или нескольких предприятий. В свою очередь промышленные предприятия пострадали в результате всячески поощряемого центром производства на экспорт. Падение спроса на зарубежных рынках обернулось для регионов финансовой катастрофой. А что такое дефицит региональных бюджетов? Это паралич коммунальных служб, остановка работы социальных учреждений, в том числе школ и больниц. Так что губернаторы оказались один на один с неминуемым социальным взрывом.

При этом федеральная власть действует согласно своей логике обогащения и расходует финансовые резервы страны на помощь частным компаниям.

Журнал "Профиль", перечисляя фирмы, получившие для погашения своих долгов государственные кредиты, обращает внимание на то, что большинство из них принадлежит не государству, а людям, за которыми закрепился титул "олигарх": Олегу Дерипаске, Алексею Мордашову, Роману Абрамовичу и иже с ними. В то же время эти вливания не способствуют реанимации бизнеса. Непредсказуемость ситуации заставляет власть наращивать расходы на поддержание боеготовности репрессивной машины: содержание спецслужб и спецподразделений типа ОМОНа, а также изготовление для них соответствующего снаряжения: дубинок, водометов, бронежилетов, резиновых пуль и т.д. Это, по словам Бориса Немцова, второй по счету приоритет федеральной власти. На третьем месте – попытки сохранить на федеральном уровне зарплаты бюджетникам и пенсии.

Таким образом, поддержка регионов в тройку федеральных приоритетов не вошла.

Мало того, президент России Дмитрий Медведев демонстративно отправил в отставку четырех губернаторов, обосновывая этот шаг ответственностью региональных руководителей за кризис на местах. При этом он оставил на посту отнюдь не самого сильного регионального руководителя – губернатора Владимирской области, коммуниста Николая Виноградова и непопулярного главу Удмуртии Александра Волкова. Процесс ротации, по мнению экспертов, лишил губернаторский корпус четких ориентиров в игре. В условиях, когда неясно, за что могут снять, а что поможет сохранению должности, губернаторы вынуждены искать разные способы выживания. Довольно надежной страховкой от разного рода неприятностей со стороны Кремля может служить высокий рейтинг популярности у населения. Чтобы его повысить, главы регионов, в частности, стали принимать собственные антикризисные программы.

Кто в лес, кто в коноплю

Популистскими, по мнению экспертов, является большинство из предлагаемых губернаторами мер по поддержке малого бизнеса. Велика в них и коррупционная составляющая. Так, губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев назвал свою антикризисную программу одну из лучших. Согласно ей, планируется раздать 300 тысяч рублей тысяче предпринимателей Вологодской области на развитие бизнеса. По мнению губернатора, эти средства помогут им наладить, например, производство скалок, которые сейчас завозятся из-за рубежа. Правительство России выделило для реализации этих мер транш в размере 300 миллионов рублей. При этом никаких расчетов эффективности мер губернатор не привел. Он планирует снизить безработицу и увеличить поступление средств в бюджет. По мнению специалистов, эти меры малоэффективны, зато пиар-эффект они создадут хороший.

И таких губернаторских инициатив по "распилу" федеральных средств пруд пруди. Здесь не только вологодские скалки, но и югоосетинская кукуруза, сибирские табуретки и многое другое. Некоторые руководители пошли дальше. В частности, в Саратовской области создан фонд, который будет выступать поручителем по кредитам малых предпринимателей, в Ставрополье снизили ставки на налоги.

Подобных примеров заботы о бизнесе масса, еще больше разговоров об экономии собственных расходов. Так, амурский губернатор Олег Кожемяко начал экономить на бумаге и на скрепках, губернатор Кировской области Никита Белых объявил о сокращении аппарата местного правительства, а также о продаже нового дорогого автомобиля. В общем, таких "малых" инициатив губернаторы понарожали в избытке. Они, кроме всего прочего, активно ищут способы занять население на общественных работах, в частности, глава Астраханской области Александр Жилкин предложил фермерам нанимать безработных людей для уничтожения дикорастущей конопли.

Задачу выжать из центра максимум средств каждый губернатор решает с помощью новых красивых программ, при этом сворачиваются собственные социальные программы и замораживаются капитальные расходы.

(Значит ли это, что они не так уж были и нужны?) Наиболее масштабный проект выдвинул губернатор Краснодарского края Александр Хлопонин. Его план действий наподобие плана американского президента Франклина Рузвельта связан с реализацией всех масштабных инвестиционных проектов в регионе, общероссийских инфраструктурных работ, а также с повсеместным жилищным строительством. Все это громадье планов, опять же, выстроено в расчете на федеральные средства. На экономическом форуме в Красноярске Александр Хлопонин открыто предупредил центр о том, что денег в регионах осталось на месяц. Речь губернатора наблюдатели объявили политической. Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко счел это "своеобразным ответом федеральному центру".

От Москвы до самых до окраин

В чем подоплека откровений губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, который публично обозначил ответственность федеральной власти за положение дел в регионах? Либо это заявка на амбиции федерального уровня и он вполне уверен, что за этот шаг его не смогут снять с должности, либо это начало некоего торга с целью выпросить у центра побольше?

Эксперты отмечают, что никакой здравой логики в системе оказания госпомощи нет, есть лишь политический подтекст.

Бесперебойно в большом объеме идут дотации в Чечню, на Северный Кавказ, где даже не думают об антикризисных мерах. Тогда как другие, равные по численности регионы России, получают в два раза меньше денег. Безусловно, зная о том, что за лояльность платят хорошо, губернаторы станут еще более открыто высказывать свои претензии федеральному центру, поскольку соревнование за то, кто будет ответственным за кризис, началось.

Элиты национальных республик давно свои отношения с центром построили на коммерческой основе. За стабильность в них платит.

Правда, периодически упомянутые элиты выступают со смелыми заявлениями, на которые центр реагирует подношением всяческих даров. Глава Башкирии Муртаза Рахимов поддержал предложение Минтимера Шаймиева о возвращении выборности глав регионов. Так он сам остался на своем посту, а его сын продолжает контролировать ключевые предприятия топливно-энергетического комплекса региона. Мэр Москвы Юрий Лужков также периодически совершает нападки на федеральную власть не без пользы для себя. Недавно он выступил с критикой в адрес федералов. С точки зрения московского градоначальника, важнейшей причиной российского кризиса является экономическая политика государства — монетаризм. Лужков считает национализацию одним из важнейших средств борьбы с монетаризмом и предлагает пересмотреть роль крупных собственников в экономике.

Примечательно, что торг все чаще становится делом обоюдоострым, а региональные начальники по мере истощения ресурсов центра начинают разговаривать с позиции силы и выигрывают.

Так губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов одержал убедительную победу в продвижении на пост мэра Мурманска своего человека.

Чтобы достичь своей цели, губернатор использовал публичный ресурс. Он открыто призвал единороссов, участвующих в выборах мэра Мурманска, "прекратить позорить партию". "Ни одна партия, которая строила свои планы и победы на лжи, на фальши, на наветах, не одерживала побед", — подчеркнул Евдокимов. Нанеся удар по репутации "Единой России", Евдокимов остался в партии и при должности. Вопрос завис как будто до прояснения ситуации с выборами. Однако при любом выборном раскладе исход битвы с центром предрешен. Сейчас самый простой способ погасить губернаторскую фронду – это отдать ставленнику Евдокимова кресло мэра. Уволить Евдокимова нельзя – слишком опасно, ведь речь идет о приграничной области, нашпигованной военными базами, а для фрондеров вне власти есть один путь – сепаратизм.

***

Если не подарками, то губернаторскую фронду можно задавить только страхом, но это будет означать, что фрондерство будет силой загнано вглубь и проявится в изменившихся обстоятельствах и с новой силой. По данным газеты "Коммерсант", все эти явления уже повлияли на снижение суверенного рейтинга России. Во время кризиса для сплочения элиты нужна если не общая идея, то хотя бы общее дело. Неслучайно на форуме в Красноярске помощник президента Аркадий Дворкович озвучил разные оригинальные антикризисные предложения по переносу столицы России иди подготовке полетов на Марс. Они прозвучали не шутки ради, ведь сурковское выступление на форуме "Стратегия-2020" как креатив никуда не годится.

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter