Вот уже не первый год я с большим удовольствием замечаю, что телевизионные программы на неделе, предшествующей Дню Победы, верстаются обычно грамотно и со вкусом. Очевидно, важность и святость темы в этом случае разумно ограничивает творческие порывы особо ретивых экспериментаторов.

Другое дело, что, как правило, основу праздничных программ в эти дни составляют подборки художественных и документальных фильмов советского периода, а также добротные концерты классической и популярной музыки. Но это свидетельствует лишь о том, что

российская культура за последние двадцать лет не создала пока обоймы произведений, которые могли бы составить равноценную конкуренцию созданым за предшествующие сорок пять лет.

Правда, нет, как известно, правил без исключений. Отдельные "эксперименты" все-таки прорвались нынче на праздничный экран. Погоды они, конечно, не сделали. Но можно было бы обойтись без них. Поскольку в самом лучшем случае такие опусы произрастали на ниве современного мифотворчества. К сожалению, довольно часто их содержание откровенно искажало исторические факты в угоду замыслу авторов и политической конъюнктуре момента.

Откровенно удивил фильм серьезного журналиста Сергея Медведева "Генрих Гиммлер. Погоня за призраком" (Первый канал). Казалось, что наши документалисты уже негласно договорились между собой и прекратили в погоне за сенсациями озвучивать откровенно неправдоподобные версии. Например, типа того, что всем гитлеровским вождям удалось успешно покинуть Рейх на подводной лодке и обосноваться в Антарктиде.

Однако Сергей Медведев вновь вытащил на свет божий старый слух о том, что вместо главаря СС Генриха Гиммлера в 1945 году погиб его двойник, а самому палачу удалось избежать возмездия. В качестве доказательства он привел мнение советского разведчика Кима Филби, высказанное им якобы в свое время. Однако сам Филби по понятным причинам уже не может подтвердить или опровергнуть сказанное. Ну, а все остальные "доказательства", даже с поправкой на условную природу документального кино, показались мне малоубедительными.

Но главное не в этом. Одновременно автор мимоходом утверждал, будто в гитлеровской Германии было успешно проведено испытание ядерного взрывного устройства! Этим даже, как будто, заинтересовался великий Курчатов.

По утверждению Медведева, бомба была уже почти готова для использования в качестве боеголовки печально знаменитой ракеты "Фау".

Подавляющее большинство наших ученых отказываются даже обсуждать данную тему – они убеждены, что все это является плодом больного воображения. В беседе с автором этих строк известный военный историк, профессор Олег Ржешевский сказал, что упомянутая гипотеза крайне маловероятна. Я давно знаю Олега Александровича и поэтому рискну перевести его слова с "академического" на русский. По сути, они означают, что любые заявления о наличии у фюрера "готовой" атомной бомбы являются антинаучным бредом.

Но тогда придется признать, что коллектив серьезных авторов сознательно пошел если не на прямую фальсификацию, то на упомянутую выше мифологизацию истории. С тем, чтобы с помощью "жареного факта" подогреть зрительский интерес. Не могу сказать, что считаю такой прием достойным затронутой темы.

Эстафету мифотворчества охотно подхватили кинематографисты с канала "Россия". На праздничной неделе увидел свет любопытный и в чем-то даже уникальный проект.

Сперва в эфире главного государственного канала страны был показан документальный фильм "Убить товарища Сталина" (режиссер — Армен Тадевосян). В нем рассказывалось о якобы имевшей место попытке покушения на Сталина.

Некоторые детали рассказа, в частности, описание чудо-самолета, на котором были заброшены в советский тыл диверсанты, или ручного гранатомета, призванного разнести в клочья машину генералиссимуса, сразу наводили на мысль об очередной мистификации.

Это предположение подтвердилось спустя несколько дней, когда та же самая история была рассказана с экрана уже средствами художественного кино.

На создание ленты "Приказано уничтожить. Операция "Китайская шкатулка" (режиссер – Сергей Бобров) были брошены значительные силы. Достаточно назвать занятых в фильме замечательных актеров: Константина Лавроненко, Ренату Литвинову, Валерия Золотухина, Геннадия Хазанова, Андрея Смолякова. Все они в полном соответствии со своими званиями и талантом сделали зрелище добротным и динамичным.

Правда, лично мне было не очень интересно следить за похождениями бравых "смершевцев" и их борьбой с гитлеровской разведкой. Детектив – он и есть детектив. Но некоторые мысли, высказанные героями этих фильмов, как игрового, так и документального, показались мне, как минимум, спорными, а то и опасными.

Обе ленты настойчиво убеждали зрителя в том, что гипотетическое покушение на Сталина имело судьбоносное значение. Генерал ФСБ Александр Михайлов (в документальном фильме) прямо заявлял, что Иосиф Сталин был мощной цементирующей фигурой, и устранение его могло бы оказать влияние на ход всей войны.

С мнением историка можно, с определенными оговорками, согласиться. Но вызывает недоумение оценка, данная советскому лидеру Гитлером (в игровом фильме).

Фюрер устами и голосом актера Валерия Золотухина утверждал, что только Сталин, в отличие от западных лидеров — "алкоголиков и паралитиков", является для него достойным противником.

"Гитлер" восхищался жестокостью советского вождя, замечая при этом, что лишь такими методами и можно поддерживать порядок в России.

Из ненавязчивого контекста становится понятно, что авторы считают это заявление важным и даже в чем-то солидарны с ним.

Поскольку альтернативной точки зрения зритель так и не услышал, а советские вожди и в самом деле предстали в фильме величественными, грозными и жестокими, велика вероятность того, что молодой зритель воспримет сказанное экранным "фюрером" за "чистую монету". В частности, он будет теперь убежден, что западные лидеры были ничтожествами по сравнению со Сталиным, который управлял страной только так, как можно и нужно было управлять русским народом.

С учетом все возрастающего интереса молодежи к личности Гитлера такой поворот событий после просмотра рядового детектива вполне возможен. Но это уже получается не рассказ о Победе, а вольные вариации на тему Победы. Или даже прямое покушение на святую тему Победы.

Самое грустное тут заключается в том, что авторы подобных "вариаций", как мы уже говорили, зачастую заставляют своих героев озвучивать "нужные", по их убеждению, политические тезисы.

Иногда, впрочем, телевизионщики поступают гораздо проще. Рассказывая о каком-либо историческом событии, они даже официальный комментарий подгоняют под "требования текущего момента". В эфире "Эха Москвы" писатель Виктор Шендерович обратил внимание слушателей на то, что автор сюжета в программе "Вести", рассказывая на минувшей неделе о событиях 1991 года, назвал памятный путч "выступлением руководства страны против личной политики Горбачева, направленной на разрушение нашей страны".

Но как же тогда, спрашивается, понимать тот факт, что день поражения путчистов сегодня является официальным государственным праздником, утвержденным указом президента страны?

Кажется, его пока еще никто не отменял. Более того, именно с 1991 года идет отсчет истории новой, постсоветской России. К этому можно и нужно относиться по-разному, но факт остается фактом. Все, что мы имеем сегодня в наличии, в той или иной степени является производным от итогов августа 91-го. В полной мере это относится и к действующей российской власти. Рискну предположить, что в случае победы путчистов мы никогда не услышали бы имена многих наших нынешних руководителей.

Так что же тогда случае означает реплика корреспондента государственного телеканала? Ведь фактически она является вариантом жесткой критики существующего социально-общественного строя. Но тогда получается, что власть выступает против самой себя!

Мы прекрасно понимаем, что в эфире "России" ни одно слово не может сегодня прозвучать без одобрения высокого руководства. Не намекает ли нам в данном случае это руководство, что в стране уже пошел глобальный процесс "реставрации"?

В советские времена очень высоко ценилось умение читать между строк. Наиболее прозорливые сограждане даже из официальных сообщений всегда узнавали о том, что же все-таки происходит в стране и чего нам следует ждать в будущем.

Похоже, очень скоро нам вновь понадобятся эти подзабытые навыки.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter