Аморфная структура СНГ лишь поддерживает видимость сохранения целостности постсоветского пространства, а само Содружество, по сути, превратилось в зонтичное образование для ведения диалога между политическими элитами бывших советских республик. Сейчас такое "сотрудничество" строится по определенным принципам, которые навязываются российским руководством. Кто-то их принимает, а кто-то — нет.

Так, например, грузинский парламент уже одобрил окончательный выход страны из СНГ. В то же время парламент Молдавии дал отрицательное заключение на аналогичную инициативу. Тем не менее в политическую повестку дня многих стран СНГ вопрос о выходе из Содружества ставится периодически, что свидетельствует об отсутствии интереса к данной организации.

Существующие различия в политических курсах постсоветских государств только усугубляют сложившуюся ситуацию. Страны Балтии стали частью объединенной Европы. Большинство других государств проводят многовекторную политику. Так, страны Центральной Азии пытаются балансировать между Россией и США и постепенно оказываются в сфере влияния Китая. Многовекторность внешней политики четко прослеживается и в странах Закавказья: Азербайджане, Армении, Грузии. При этом весомая пророссийская составляющая характерна только для Армении. Не могут полностью отказаться от нее и Украина с Молдавией.

В свою очередь, Белоруссия, на протяжении многих лет позиционировавшая себя в качестве важнейшего российского союзника, начала осознавать расширение круга партнеров. Чего стоят периодически появляющиеся заявления президента страны Александра Лукашенко о проблемных точках взаимоотношений с Россией и о существующих возможностях близко сотрудничать с другими странами. В итоге между Россией и Белоруссией разразился "молочный скандал", и Лукашенко решил бойкотировать саммит ОДКБ.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, российское руководство не прекращает попытки сохранить влияние на постсоветском пространстве. Для этого еще в 2008 году было создано Федеральное агентство по делам СНГ.

Таким образом,

Кремль решил приложить усилия для реализации специфических задач на СНГ-направлении, а именно создать благоприятный режим для России на территории стран бывшего СССР.

Уже понятно, что договоренности, достигнутые между руководством России и США относительно последствий распада СССР, уже не действуют (НАТО продвигается на Восток).

Федеральное агентство было создано как раз для того, чтобы формировать в республиках СНГ пророссийские настроения, поддерживать (и направлять) русские диаспоры, а также противодействовать усилиям Американского агентства международного развития (USAID), выполняющего аналогичные функции в интересах США. Вполне очевидно, что штат Федерального агентства пополняют специалисты по ведению информационной войны — преимущественно из спецслужб. Это объясняет полную секретность и информационную неопределенность по ходу создания федерального органа исполнительной власти.

В этой связи возникает вопрос: зачем Россия предпринимает столько усилий для закрепления своих позиций на постсоветском пространстве?

Во-первых, российской политической элите нужна собственность, которая контролируется бывшими советскими республиками.

Самым ярким примером сопротивления принципам взаимодействия, которые диктуются Россией, стал бунт президента Белоруссии Лукашенко. Речь идет о "молочном скандале", который обусловлен, по мнению экспертов, нежеланием белорусских чиновников пускать Россию на свои рынки.

Известно, что ряд компаний, в частности, "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть", уже присмотрели себе в собственность ОАО "Нафтан", занимающееся нефтепереработкой. Также российский бизнес планирует получить доступ и к химическим активам Белоруссии, таким как ОАО "Гомельский химический завод", ОАО "Гродно Азот" и ОАО "Могилевхимволокно".

Надо сказать, что руководство России слишком зависимо от интересов нефтегазовых ("Газпрома" и "Роснефти") и энергетических (например, "Интер РАО ЕЭС") компаний. Поэтому вся внешняя политика России обусловлена желанием приобрести тот или иной актив.

Во-вторых, руководство нашей страны стремится стимулировать торговлю между странами постсоветского пространства, экономики которых также, по факту, "закрыты" от внешнего мира.

Как известно, премьер-министр Владимир Путин по итогам заседания Межгосударственного совета стран — участниц ЕврАзЭС заявил, что согласован единый таможенный тариф между Россией, Белоруссией, Казахстаном. Таким образом, теперь товары смогут свободно перемещаться внутри общей таможенной территории: от белорусско-польской границы на Западе до казахстанско-китайской на Востоке. Таможенные пункты будут вынесены на внешние рубежи союза. А получаемые сборы участники планируют делить поровну.

В заключении важно подчеркнуть, что в настоящий момент российское руководство пытается всеми силами поддерживать альтернативные объединения, такие как ЕвраАзЭС, ОДКБ, ШОС и другие. Отсюда и особое к ним внимание Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Представляется, что российские лидеры мечтают реанимировать СНГ на базе существующих объединений, но для этого им нужно разрешить политические разногласия, которые возникают со многими странами СНГ. Как это будет происходить, пока неясно.

Иван Немоляй

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter