Поборы в школах, фото с сайта 59.ru
  • 16-09-2009 (14:01)

Вклад "Безвозмездный"

Поборы — единственный способ решения проблем школ и детских садов

update: 16-09-2009 (13:50)

В России издавна существовала благотворительность, и, разумеется, никто не был против нее, впрочем, как и сейчас, когда этот институт пытаются восстановить. Но на практике под благотворительность в системе образования пытаются подвести банальные поборы.

Под благотворительностью, согласно соответствующему федеральному закону, понимается "добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки".

Практически все родительские взносы нельзя назвать благотворительностью, так как в данной процедуре отсутствуют обязательные элементы: свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи.

На что идут родительские деньги? На содержание школы в безаварийном состоянии, то есть на косметический ремонт. На устранение недостатков, выявленных контролирующими органами: кафельная плитка в коридоре, решетки на окнах, противопожарная сигнализация и т.д. На различного рода улучшения: начиная от кулеров для воды и заканчивая интерактивными досками на весь класс.

Смотрите также
Реклама
НОВОСТИ
Реклама
Реклама

Механизмы сбора денег разнятся в каждом регионе и в каждом учебном заведении, но если проанализировать ситуацию, сложившуюся в образовательной системе Чувашии, можно выделить несколько основных.

Официальный. У каждого образовательного учреждения имеется специальный счет, на который рекомендовано направлять пожертвования сердобольных граждан. Управлением образования Чебоксар даже был разработан и утвержден типовой договор пожертвования. Но зачастую эти счета не пользуются большой популярностью, так как для того

чтобы снять с них деньги на нужды образовательного учреждения, нужно пройти сложную бюрократическую процедуру.

Полуофициальный. Старый добрый способ хождения наличных денег. Создание попечительских советов при образовательных учреждениях стало практически нормой. Почти во всех уставах сразу же прописываются функции этих советов. Система структурирована на самом высоком уровне. В каждом классе (группе) часть родителей входит в попечительский совет, из членов которого выбирается председатель. Он, в свою очередь, становится представителем своего класса (группы) в попечительском совете всего учреждения. Все деньги поступают в "кассу" (обычно картонная коробка или целлофановый пакет) и обязательно записываются в тетрадку. Такой способ очень удобен. Не надо много бегать, чтобы заменить сломавшуюся ручку для двери и по другим мелочам. Однако неоднократные точечные проверки прокурорских работников в различных регионах страны потихоньку вытесняют его из-за единственного минуса — хождения наличных.

Легальный. Под большим прессом контролирующих органов при образовательных учреждениях начали появляться некоммерческие организации — фонды и партнерства. Так, в руки мне попал договор о членстве в некоммерческом партнерстве "Попечительский совет детского сада". При его заключении человек обязан внести вступительный взнос 2000 рублей, а потом ежемесячно еще по 500 рублей, причем членские взносы могут быть увеличены по решению руководства партнерства. Конечно же, партнерство тратит все деньги в целях развития и совершенствования образовательного процесса.

Примерно тоже самое происходит и с фондами, созданными с целью ухода от схемы движения наличности. Правда, в этом случае суммы сборов возрастают, так как необходимо нести издержки по содержанию расчетного счета, бухгалтера и руководителя.

В современных условиях этот способ вполне сможет с варварского перейти на более качественный уровень и быть одним из проявлений гражданской активности.

Можно надеяться, что некоммерческие объединения родителей смогут стать и неким органом хозяйственного управления образовательным учреждением.

Безвозмездные услуги и товары. Тут могут взять и работой по укладке напольных плит, самими напольными плитами, металлическими дверьми с замками тройной секреции, DVD-проигрывателями, пожарными сигнализациями, подписками на периодические издания и всем остальным, что можно купить или сделать и что крайне необходимо конкретному образовательному учреждению. В большинстве своем на такую "благотворительность" идут родители, желающие устроить своего ребенка в детский сад.

Приобретение чего-либо за счет родителей обязательно должно осуществляться при соблюдении основополагающих принципов благотворительности: добровольности взносов, свободы выбора размера взносов, прозрачности использования и, самое главное, отсутствии гонений за отказ "скинуться" на благие цели.

Одна из попыток со стороны государства, которая, по моему мнению, не слишком продвигается и мало стимулируется муниципалитетами, — это

переход муниципальных образовательных учреждений в автономные образовательные учреждения.

При данной схеме школа или детский сад получают денежные средства на весь период и уже сами распоряжаются, как эти деньги потратить. А это очень важный момент, так как потратить сэкономленные деньги с лицевых счетов в казначействе — целая бюрократическая головоломка, и на каждую трату надо получить гигантское количество подписей и согласований.

Несмотря на складывающееся у населения впечатление, что образовательным учреждениям денег не хватает и ни о какой экономии не может быть и речи, это не так. Яркий пример — компенсации по болезни из Фонда социального страхования. После болезни работника часть денег возвращается школе, но сэкономленные средства в муниципальных учреждениях просто зачастую не могут быть потрачены на другие нужды. У администрации банально не хватает времени для внесения изменений в смету расходов и получения разрешения на иные траты, а в некоторых случаях руководители образовательных учреждений просто и не могут сосчитать эту экономию. Также и с экономией фонда оплаты труда, связанной с уважительным отсутствием на рабочем месте и отгулами "за свой счет". В случае с автономным учреждением эта проблема решается, так как все деньги находятся на отдельном расчетном счете.

Еще один плюс — это возможность оказания дополнительных платных образовательных услуг (таких, как курсы иностранных языков, рисования, танцев, интеллектуальных игр и много другого). Деньги, полученные таким образом, не только шли бы на надбавки к зарплате педагогов (что тоже в принципе неплохо), но и на хозяйственные нужды учреждения. При этом родители частично или полностью освободились бы от финансирования учебного заведения, которое посещают их дети.

Но во главе автономного образовательного учреждения должен стоять хороший менеджер. Значительную роль здесь играет и опытный бухгалтер, который использовал бы все законные методы для экономии денежных средств. А таких в системе образования достаточно мало. Также есть законы, в которых прописана схема предоставления льгот педагогам таких учреждений после того, как эти люди перестанут считаться бюджетниками.

Еще один способ решения проблемы поборов — это

создание при образовательных учреждениях некоммерческих организаций, которые занимались бы именно привлечением денег на нужды учреждения.

Такой способ действенен лишь в случае, если образовательное учреждение по-прежнему остается бюджетным.

Ситуация с детскими садами и школами в настоящее время критическая:

никакие национальные проекты не решают эту проблему.

Покупая дорогостоящую технику в школу, нельзя избавиться от течи на крыше. И сколько бы не вливалось денежных средств в образовательные учреждения, уж слишком долго они жили на "голодном пайке", чтобы деньгами решить все свои проблемы.

Что самое удивительное — муниципальные учреждения показывают свою несостоятельность в области финансового менеджмента. Если в Чувашии легче собрать наличные деньги на ремонт с родителей, чем выбить финансирование в муниципалитете, значит, эта схема не работает. А если эта схема мертвая, то надо реализовать те наработки, которые уже успешно себя зарекомендовали. Конечно, все то, что может делать автономное образовательное учреждение или некоммерческое объединение, под силу и бюджетным учреждениям, но это не свойственная им функция.

К сожалению, пока реформирование образования идет не по пути смены методов работы, а по пути смены нелояльных и требовательных руководителей. При этом образовательные учреждения до отказа забивают сверхдорогим оборудованием, в то время как остальные траты ложатся на плечи родителей.

Алексей Глухов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Загрузка...