Складывается впечатление, что по мере приближения странного праздника под названием День народного единства, этого самого единства в народе становится все меньше и меньше. Общество расколото, и это не в состоянии скрыть даже наше отечественное, предельно зачищенное телевидение.

На минувшей неделе в телеэфире продолжилась дискуссия о роли личности Иосифа Сталина в российской истории. Этой теме был посвящен целый выпуск программы "Честный понедельник" (канал НТВ), авторы которой прямо спросили у гостей и зрителей, кем для них является "отец народов"?

Известный адвокат

Михаил Барщевский назвал сталинизм "религией и идиотизмом".

По его мнению, "сталинщина" стала самой кошмарной страницей в нашей истории, в результате чего был уничтожен генофонд нации, а страна отстала от остального мира даже не на годы, а навсегда.

На защиту своего кумира и любимца дружно бросились писатель Александр Проханов и театральный деятель Сергей Кургинян. Первый заявил, что, по его убеждению, не бывает народов без вождей и не бывает стран без вождей. Писатель утверждал, что даже

авария на Саяно-Шушенской ГЭС стала прямым следствием "десталинизации" России,

поэтому стране сегодня срочно нужен новый "русский вождь".

Хотелось бы обратить внимание на то, что это говорил новоиспеченный лауреат Бунинской премии за 2009 год.

Что же касается выступления Сергея Кургиняна, то его, право, даже вспоминать не хочется, поскольку оно было выдержано в традиционном для этого деятеля истеричном стиле. Выдавив из себя несколько спокойных фраз, Кургинян по обыкновению перешел на крик. Он прокричал, что хотел бы жить в "демократической империи", поскольку империя для него является "наднационалистическим государством", что, видимо, должно было свидетельствовать об идеальном общественном устройстве в таком государстве. В ответ на реплику одного из гостей, сказавшего, что нормальный человек должен жить интересами своей семьи в каждый конкретный день,

Кургинян безапелляционно заявил, будто интересами сегодняшнего дня, настоящим "живут только свиньи".

По мнению режиссера, кровь для истории совершенно естественна, поскольку "история всегда строится на крови".

Во всем этом спектакле просматривался лишь один положительный момент. Тех, кто выступает на стороне заведомо неправого дела, обычно очень легко распознать. Как правило, эти люди изначально враждебные, агрессивные, они отличаются повышенной раздражительностью и злобностью, неопрятны, проще говоря, не вполне адекватны окружающему миру.

Вспомним, что именно Сергей Кургинян во время телевизионного диспута плеснул водой из стакана в лицо своему оппоненту Роману Доброхотову. Даже если бы я лично не знал Романа, самой изощренной фантазии все равно не хватило бы для того, чтобы представить себе противоположную картину.

Равно как, например, невозможно представить Людмилу Алексееву, Льва Пономарева или Григория Померанца, выкрикивающих ругательства с перекошенными от злобы лицами. Даже их откровенные недоброжелатели наверняка согласятся с тем, что эта картина маловероятна.

Зато те же недоброжелатели никогда не откажут себе в удовольствии сказать своим политическим противникам все, что о них думают в самых "раскрепощенных" выражениях. Да и рукоприкладство у них тоже в порядке вещей.

Жаль только наших соотечественников, вынужденных годами существовать рядом с теми, чье психическое здоровье вызывает серьезные сомнения.

Кстати, на минувшей неделе нам представилась уникальная возможность всмотреться в добрые лица тех, у кого словосочетание "славное советское прошлое" вызывает мало приятных ассоциаций. Телеканал "Культура" показал вечером 30 октября документальный фильм Дарьи Виолиной и Сергея Павловского "Мы будем жить". Картина была посвящена судьбам тысяч узниц печально знаменитого страшного Акмолинского лагеря жен изменников Родины. То есть тех, кто был невиновен изначально и в чьей невиновности был твердо убежден даже сам начальник лагеря Сергей Баринов. Тем не менее

узницам АЛЖИРа довелось сполна испытать все то, что приготовила для них страна, "где так вольно дышит человек".

Несмотря на трагизм темы, общий настрой картины, как ни странно, можно назвать в целом оптимистичным. Поскольку именно убежденность в своей невиновности и правоте придавали силы многим узницам в течение долгих лет заключения, в то время как их палачи и тюремщики погружались в бездну черного злодейства. Наверное, поэтому так чисты и светлы сегодня лица этих уже очень пожилых женщин.

Лишь однажды изменяет беспристрастность некоторым бывшим узницам. Тогда, когда речь заходит о "великом вожде всех народов". В фильме от их имени было прямо сказано, что сталинский режим уничтожил "лучших и мощных" людей страны, поскольку "они мешали таким ничтожествам, как Сталин".

В картине есть весьма показательный эпизод. Одна из узниц АЛЖИРа, Елизавета Тухачевская, уже после войны и своего освобождения побывала в Германии, где посетила бывший гитлеровский лагерь смерти Маутхаузен. Женщина поразилась, насколько этот лагерь был похож на сталинский застенок, где ей пришлось провести многие годы жизни.

Тухачевская утверждала, что Маутхаузен был устроен так же, как и Акмолинский лагерь, в последнем не было только труб крематория, до которого Сталин все-таки не додумался.

Показательно в этой связи то, что авторы фильма "Концлагеря. Дорога в ад", показ которого продолжается на канале "ТВ Центр", упрямо твердят, что концлагеря являются чисто немецким изобретением и до 1932 года, когда баварские нацисты открыли под Мюнхеном лагерь Дахау, в мире ничего подобного не было.

Это утверждение тоже можно считать фальсификацией истории! Поскольку слово "концлагерь" употреблял еще Владимир Ленин. Хотя лагеря и не были изобретением большевиков — первые лагеря появились в Южной Африке во время англо-бурской войны, а устроили их англичане. Но о тех лагерях все уже благополучно забыли. Зато Соловецкий лагерь особого назначения, зловещий СЛОН, до сих пор на слуху. Нацистам осталось только немного усовершенствовать технологию, что они и сделали.

Но произошло это лишь спустя почти десять лет. Забывать или умалчивать этот факт могут лишь те, кто поставил перед собой цель сознательно переписать историю в угоду политической конъюнктуре момента.

Однако вернемся к фильму "Мы будем жить". В финале картины простая и, видимо, не очень грамотная казахская женщина искренне произносит слова, которые звучат, как приговор.

Старая казашка говорит: "Сталин — собака и сволочь! Чтоб он сдох!"

Ведущий "Честного понедельника" Сергей Минаев, кажется, не устает повторять, что он хочет услышать настоящий "голос народа"? На народ ссылаются многочисленные "наши", "местные" и прочие "понаехавшие". Они тоже хотят услышать простого человека.

Слушайте. Слова старой казашки в фильме — это слова простого человека. Если хотите, даже простого советского человека.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter