Отечественное телевидение пытается заверить нас, что ни о каких разногласиях в высших эшелонах власти не может быть и речи. Дескать, на российском "Олимпе" царит полное единство взглядов. Однако на минувшей неделе то же самое телевидение с убийственной прямотой доказало нам совершенно обратное.

В программе "Честный понедельник" (канал НТВ) Владимир Васильев, известный депутат, а в прошлом крупный милицейский чиновник, сказал, что "милиция закрылась от населения бронированными дверями с глазками", поэтому "систему надо сокращать, а часть функций по охране порядка могло бы взять на себя общество".

Повторюсь и напомню, что это сказал не просто гость передачи и не какой-нибудь штатский "либераст", а генерал милиции, бывший в самом недавнем прошлом одним из руководителей всей правоохранительной системы. Стало быть, сложившаяся в милиции ситуация "допекла" даже генерала, если он стал говорить, как какой-то "майор Дымовский".

Однако в России, как известно, на всякого генерала тут же найдется другой генерал с противоположной точкой зрения. Так оно и получилось на этот раз. В программе "Народ хочет знать" (канал ТВ-Центр) генерал Владимир Овчинский, также в недавнем прошлом бывший одним из видных руководителей в системе МВД, заявил, что в обществе "нагнетается истерия" по поводу, якобы, противоправных действий милиции. Генерала это обидело и даже оскорбило. Он посчитал, что милиция является "единственной действенной вертикалью власти" и почти в приказном тоне запретил гражданам "трогать систему".

Оставим на совести Владимира Овчинского его, более чем спорные тезисы. Чего стоит только утверждение про "единственную действенную вертикаль власти"! Хорошо известно, что общество, единственной опорой которого является полиция, не может даже называться авторитарным. Это общество по определению считается тоталитарным или диктаторским. Фактически, генерал Овчинский дал существующему в России режиму именно такое определение.

Но в данный момент речь идет о другом. Мы говорим о том, что два крупных милицейских начальника публично высказали принципиально противоположные точки зрения. Вряд ли это можно считать случайностью. Скорее всего, это свидетельствует о глубочайших противоречиях, раздирающих сегодня властную верхушку. Причем, о таких противоречиях, что не разрешаются в одночасье за столом мирных переговоров.

Кстати, Владимир Васильев в той же передаче сказал еще одну знаменательную вещь. Он сказал, что Россия по Конституции является социальным, а не капиталистическим государством, поэтому у нас должно торжествовать общественное право. Это означает, по его мнению, что государство должно защищать не "броневики" зажравшихся олигархов, а поезда, в которых ездят простые люди.

Генерала Васильева поддержал в этом вопросе другой "силовик", легендарный спецназовец, а ныне депутат Московской городской думы Сергей Гончаров. В программе "Народ хочет знать" он напомнил, с каким трудом пробирались кареты "скорой помощи" по разбитым дорогам к месту катастрофы "Невского экспресса", в то время как олигархи с легкостью добираются в любую точку страны, скажем, на охоту, на персональных вертолетах. Гончаров предложил конфисковать эти вертолеты, нарисовать на них красные медицинские кресты и мобилизовать для перевозки больных и раненых.

Любопытно, что в данном случае два депутата, по сути, выступили против нашего "национального лидера". Поскольку последний в программе "Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение" (канал "Россия") неожиданно яростно выступил в защиту олигархов, от которых он, как мне помнится, на заре своего правления собирался "равноудалиться".

Сейчас господин Путин, похоже, забыл свои давние обещания. Ибо заявил, "что же касается богатых людей, которые разбогатели в период неразберихи либо в последнее время, конечно, всех тоже нельзя под одну гребенку мести". По его убеждению, "далеко не все предприниматели, а большинство из них наоборот, законным образом получили свои средства".

Вероятно, это заявление касалось не всех, а "равноприближенных" предпринимателей", точнее, предпринимателей, "приближенных к трону". То есть, тех, кому "высочайше дозволено" охотиться с вертолетов на редких животных, устраивать попойки на легендарном крейсере, наконец, без зазрения совести прибирать к рукам целые отрасли некогда народного хозяйства.

Скорее всего, именно к последним относилась и смущенная реплика премьера, прозвучавшая в ответ на вопрос, какое наказание понесут провинившиеся хозяйственники, допустившие развал производства?

Из ответа Путина следовало – никакого.

Премьер заявил, что "ведь там вина не уголовно-правовая, там проблемы хозяйственного порядка, и в силу неурегулированности многих вопросов там и предъявить-то ее конкретному человеку весьма сложно". А для убедительности добавил, что "если всех пересажаем, кто работать будет?" Ведь якобы "нужно не просто пугать, "хватать и не пущать", а нужно организовать рабочий процесс".

Прошу прощения за обилие цитат. Сегодня без них никак. Мне хотелось, чтобы читатели запомнили несколько важных тезисов премьера – о том, что хозяйственные проблемы не относятся к области уголовного права, что нельзя все вопросы решить одними арестами и главное – необходимо правильно организовать рабочий процесс.

Запомнили? А теперь еще одна цитата.

Дело в том, что нынешним летом на совещании у силовиков Владимир Путин о тех же хозяйственных преступлениях говорил нечто совсем иное. Он сказал, по поводу, в частности, борьбы с распространением контрафактной и некачественной продукции: "Борьба вроде бы ведется, а результатов мало. Результатом борьбы должны быть "посадки в тюрьму". Где "посадки"?".

Так что же, спрашивается, по мнению нашего непоследовательного лидера, главное – "организация рабочего процесса" или "посадки"? Здесь уже, похоже, премьер-министр вступает в очную полемику не с каким-то виртуальным оппонентом, а с самим собой. Ладно, допустим между двумя выступлениями прошло несколько месяцев и ситуация за это время могла изменится.

Но, оказывается, Владимир Путин противоречит себе в рамках одного выступления!

Прошел какой-то час после того, как премьер объявил, что по проблемам хозяйственного порядка трудно предъявить претензии какому-то конкретному человеку, а в области уголовного права сделать это и вовсе невозможно. Однако на вопрос о судьбе Михаила Ходорковского и причинах "посадки" олигарха премьер ответил вполне определенно. Он сказал: "Известный фигурант находится в местах лишения свободы по приговору суда. И проблема не в том, когда и кого отпустят, а проблема в том, чтобы преступлений подобного рода у нас больше не повторялось. Речь идет в данном случае о хозяйственных преступлениях".

Стало быть, мы возвращаемся все к тому же. Для одних "хозяйственные проступки" не является уголовным преступлением, а баснословные капиталы получены вполне "законным путем". Мы уже знаем, о ком в данном случае идет речь. Другие же без предоставления каких-либо убедительных доказательств объявляются уголовными преступниками и казнокрадами.

По поводу того же Михаила Ходорковского глава российского правительства, отвечая на заданный вопрос, сказал и вовсе удивительную вещь. Он заявил, что если когда-то деньги Ходорковского "были украдены у народа, надо отдать их напрямую этому самому народу". Причем, по убеждению премьера, не просто какой-то массе людей, а конкретным людям. Владимир Путин торжественно объявил, что "из средств, вырученных от реализации активов компании "ЮКОС", мы сформировали Фонд жилищно-коммунального хозяйства, в который направили 240 миллиардов рублей". Конец цитаты.

А теперь – держитесь!

В тот же вечер на канале ТВ-Центр состоялась премьера нового документального сериала Леонида Млечина под названием "Предатели". На этот раз известный журналист и историк взялся за исследование психологии людей, которые в разных странах и разных обстоятельствах добровольно вступили на путь сотрудничества с фашистскими оккупантами.

Дотошный Млечин, как всегда, раскопал немало любопытных, а порой и просто удивительных фактов. Так, он поведал нам, как фашистское руководство объявило однажды своему народу, что средства, конфискованные у отправленных в печи крематориев евреев, будет направлены на повышение пенсия для простого народа. То есть, целая нация уничтожалась не просто так, а с "благородной целью" – во-первых, потому, что это была нация "кровопийц и стяжателей", а, во-вторых, для того, чтобы простым людям после этого жилось легче.

Поистине удивительное совпадение с логикой заявлений российских властей! Как говорится, нарочно не придумаешь.

В минувшее воскресенье появилась информация о том, что премьер-министр России Владимир Путин вроде бы собирается пересмотреть запись программы "Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение" и проанализировать свои промахи, допущенные в разговоре с россиянами.

Без всякой иронии считаю это весьма положительным симптомом. Хотелось бы пожелать Владимиру Владимировичу четко определиться с позицией по поводу своего отношения к хозяйственным преступлениям, необходимости "посадок" или отсутствии таковой, а также происхождению сомнительных капиталов вне зависимости от личности их нынешних обладателей.

А то как-то нехорошо получается. Мало ли что может народ подумать.

Юрий Гладыш

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter