Представляю, как удивился бы Владимир Высоцкий, если бы узнал, что только в один день и только по федеральным телеканалам было показано свыше десяти программ, посвященных его жизни и творчеству. Так официальное российское телевидение отметило тридцатую годовщину со дня смерти поэта.

Мне кажется, что сам Владимир Семенович отнесся бы к этому факту со свойственным ему юмором и, возможно, даже написал бы очередную уморительно смешную песню.

Но, если вдуматься, ничего смешного в неожиданно пробудившейся любви властей к давно ушедшему от нас художнику нет и быть не может.

Сильно сомневаюсь и в том, что многочисленные программы, посвященные Высоцкому (разного, кстати, качества и художественного уровня), помогут зрителю поближе познакомиться с творчеством легендарного барда.

Если внимательно присмотреться к содержанию большинства передач, то можно увидеть, что их авторы стремятся поставить даже мертвого поэта на службу нынешним властителям.

В этих программах Владимир Высоцкий зачастую предстает лояльным автором развлекательных юмористических песенок или же примитивным "патриотом", певцом героических подвигов советского народа в военные годы и в мирное время, то есть почти что "трубадуром ленинского Политбюро".

Недаром накануне печальной годовщины на страницах прессы даже появился лживый тезис, что, дескать, Высоцкий был "типично советским артистом". Наш записной патриот Юрий Крупнов в своем блоге прямо написал, что Владимир Высоцкий был "абсолютно советским, просоветским и пророссийским поэтом".

Думаю, неслучайно Дмитрий Быков взял этот сомнительный тезис в качестве заголовка для очередного выпуска программы "Картина маслом" (Пятый канал). Гости в студии охотно "поддались" на эту мягкую провокацию. Большинство из них отвергли даже возможность такого предположения. Конечно, Высоцкий был "советским человеком" — по рождению, гражданству и принадлежности к советскому обществу того времени. Но его творчество не имело ни малейшего отношения к официальному советскому искусству.

Известный ученый и бард Александр Городницкий даже предположил, что и "советским человеком" Высоцкий не был. По мнению Городницкого,

он был свободным человеком в несвободной стране. Он был бунтарем.

Следовательно, ничего советского в его поэзии не могло быть по определению. Ссылки на военно-патриотические песни и стихи Высоцкого не могут служить доказательством обратного, поскольку сложившемуся в стране псевдосоветскому строю никто и никогда не выдавал "лицензии на патриотизм".

Гости других программ вспоминали факты, начисто опровергавшие домыслы о какой-либо "дружбе" поэта с властями. Актер Владимир Конкин рассказал в программе "НТВшники" (канал НТВ) о том, как власти запрещали ему упоминать в своих выступлениях имя поэта и, тем более, призывать зрителей почтить его память. "Киношный Корчагин" не послушался "старших товарищей". В результате партийными органами был инициирован типичный для того времени донос, и все закончилось разбором персонального дела актера в президиуме Союза кинематографистов.

К счастью, руководство Союза тогда проявило благоразумие и не стало делать "организационных выводов" на основе кляузы, подписанной анонимной "группой военнослужащих".

Из этого случая Владимир Конкин сделал справедливое заключение о том, что

власть не любила и боялась Высоцкого как при жизни, так и после смерти поэта.

Наша власть умеет любить только мертвых — этот грустный тезис нашел в данном случае новое подтверждение.

Показательно и то, что многие гости программы не строили иллюзий по поводу будущего поэта в том случае, если бы ему довелось дожить до наших дней. Большинство высказалось за то, что на современной российской эстраде места Высоцкому не нашлось бы, и поэт вновь оказался бы в "подполье".

Что же касается возможной политической ориентации барда-бунтаря, то здесь очень уместно привести остроумное сравнение Михаила Швыдкого. Он спросил собравшихся: можно ли представить Александра Пушкина членом "Единой России"? Понятно, что ответ напрашивался сам собой.

То же самое, очевидно, относится и к Высоцкому. Поэта невозможно представить себе в какой-либо структуре, близкой к действующей власти.

Скорее можно предположить, что в наши дни он стал бы в ряды "несогласных" вместе с молодыми (по сравнению с ним) Юрием Шевчуком, Михаилом Борзыкиным, Алексеем Девотченко и своим ровесником Олегом Басилашвили.

Понятно, что кому-то это сравнение может показаться слишком вольным. Но мне довелось знать Владимира Высоцкого. На основании этого я делаю вывод, что такое допущение вполне даже возможно.

Любопытно, что тема противостояния художника и власти на минувшей неделе звучала даже в телепроектах, казалось бы, далеких от политики. Так, в "Программе передач" (Пятый канал) Андрей Максимов, "сменивший на посту" Светлану Сорокину, обсуждал со своими гостями роль "кукольной культуры" в отечественном социальном пространстве. Однако очень скоро участники передачи перешли от обсуждения абстрактных "кукол" к совершенно конкретной, знаменитой и безвременно закрытой программе "Куклы". В эфире даже были показаны фрагменты из этой сатирической передачи, а также из другой программы "Тушите свет", выходившей на ныне закрытом канале ТВ-6.

Один из авторов "Кукол", известный сатирик Аркадий Инин, грустно заметил по этому поводу, что сегодня программа не имела бы такого оглушительного успеха, как десять лет назад. Причину он видит в том, что программа была откровенно политической, а сегодня, по его мнению,

политика "не колышет" большую часть телезрителей.

Да и сатириков в прямом значении этого слова практически не осталось. По мнению Инина, сегодня только Михаил Жванецкий находит в себе силы и смелость "истину царям с улыбкой говорить". Писатель назвал Жванецкого "Монбланом отечественной сатиры" и сравнил его с "шутом при этих царях в самом высоком смысле этого слова".

Согласен с оценкой творчества Михаила Михайловича, но категорически возражаю против последнего определения. Шуты не столько просвещали, сколько развлекали пресыщенных царей. Правду народу говорили пророки.

Одним из таких пророков вполне можно теперь считать того же Владимира Высоцкого.

К сожалению, вот уже тридцать лет пророка нет с нами. Хотя сегодня он наверняка нашел бы, что нам сказать.

Георгий Глазунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter