Мне представляется, что для лучшего управления столицей необходимо передать часть Москвы в пределах Камер-Коллежского вала в подчинение федерального правительства. Таким образом мы будем иметь

две зоны управления: федеральную и местную, — и тогда ни у одной власти не будет монополии на столичную территорию.

В настоящее время московские власти делают на территории города все, что им заблагорассудится: сносят исторические памятники, вырубают зеленые насаждения, уничтожают пятиэтажную застройку, не считаясь с правами жителей. Столица России превратилась в вотчину туземной мэрии. Москва как субъект Федерации оказалась "равнее всех других".

Московские власти, пользуясь своим привилегированным положением, оказывают давление на федеральную власть. Они приняли генплан развития до 2025 года без согласования с федеральными властями, как того требует закон о статусе столицы. Повсеместно в нарушение градостроительных норм вместо пятиэтажек строятся 20-этажные здания без учета возросшей транспортной нагрузки. За последние 15 лет в Москве уничтожено 600 зданий, определяющих ее исторический облик. В докладе международных и российских экспертов "Московское архитектурное наследие. Точка невозврата" снос исторических зданий сравнивается с уголовным преступлением. За него должны ответить коррумпированные московские чиновники и некоторые воротилы строительного бизнеса.

На мой взгляд,

разработка генплана столицы должна вестись совместно с федеральным правительством,

как это было в СССР. А москвичам, которые также будут участвовать в обсуждении этого документа, не стоит быть столь категоричными в своих требованиях. Следует иметь в виду, что территориальные ресурсы города исчерпаны — здесь нельзя ничего построить, если ничего не разрушить: стадионы, малоэтажные поселки, объекты старины. Тем не менее москвичи все равно выигрывают от того, что Москва является столицей России.

И все же найти компромиссное решение можно. На мой взгляд, в первую очередь

в Москве необходимо создать несколько центров.

Это позволит рассредоточить урбанистическую нагрузку, приходящуюся на центральную часть столицы. Сегодня все многочисленные учреждения власти, а также деловые офисы находятся в районе Кремля и на прилегающей к нему территории. Тогда как ни в одной крупной столице мира: ни в Вашингтоне, ни в Париже, ни в Лондоне — нет единого господствующего центра. Там свой "ареал" имеют разные по роду деятельности государственные и негосударственные структуры. Генплан развития Москвы должна опираться на такую многоцентричность, а для недопущения непропорционального развития отдельных столичных районов должны быть введены строгие регламенты по плотности застройки и высотности зданий.

Концепция развития Москвы, прежде всего, должна быть направлена на реализацию главной ее функции — представлять Российскую Федерацию. Столичным властям надо подумать о достойном размещении федеральных органов власти. Мне, например, кажется странным, что резиденция главы нашего государства находится в Кремле, то есть в крепости. Вход на эту территорию ограничен и производится строго по пропускам, как на режимное сверхсекретное предприятие. Это неприемлемо для демократической страны. Власть должна быть публичной, открытой для граждан. И резиденция главы демократического государства должна это подчеркивать. Так что

имеет смысл вынести президентский центр за пределы Кремля.

Разместить его можно неподалеку, например на месте гостиницы "Россия", а в Кремле, как еще в 20-е годы планировал архитектор Щусев, сделать заповедник.

Для Государственной думы также необходимо подыскать другое, подобающее место. Ее переезд существенно разгрузит прилегающую к Красной площади территорию.

Мало того, это необходимо и по идейным соображениям: улица Охотный ряд, где располагается сейчас Госдума, имеет отношение к символам торговли, а не демократии. Думаю, было бы логично создать парламентский центр на свободных территориях юго-запада столицы, за МГУ. Кстати, там же построены жилые дома для депутатов. Центр парламентаризма должен быть очень сильной городской доминантой, подчеркивающей значимость представительной власти в России. Каждый субъект Российской Федерации должен иметь ярко выраженное представительство в столице. Компактное их размещение создаст еще один столичный центр, куда можно перенести Совет Федерации.

Децентрализация поможет нормализовать транспортную ситуацию в Москве.

Вместо Четвертого транспортного кольца, целесообразность строительства которого под большим вопросом, лучше вложить средства в систему скоростных дорог, связывающих столицу с другими городами и регионами страны. При транспортных расчетах следует принимать во внимание весь мегаполис, а не только его территорию в пределах административных границ. Весь социально-экономический конгломерат Москвы, существующий в настоящее время, целесообразно разбить на отдельные экономические и деловые зоны с учетом их транспортных и социальных связей.

 

Юрий Бочаров

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter