Минувшая телевизионная неделя фактически началась с "празднования" двадцатилетия со дня гибели культового певца и композитора Виктора Цоя. Каждый федеральный канал в обязательном порядке показал в эти дни передачу или программу, посвященную безвременно ушедшему поэту.

Отметим сразу, что это было далеко не первое подобное шоу за последний месяц. Совсем недавно мы стали свидетелями того, как столь же масштабно "отмечалось" тридцатилетие со дня смерти Владимира Высоцкого.

Мне уже приходилось писать, что при просмотре этих программ порой создавалось впечатление, будто празднуются дни рождения ныне живущих персонажей — настолько яркими и помпезными оказывались отдельные мероприятия.

Что, в свою очередь, вызывало чувство горечи и досады.

Казалось бы, надо радоваться тому, что творчество любимых авторов наконец-то обрело всенародное и даже официальное признание. Тому, что их по-прежнему помнят и любят.

Однако здесь следует сделать две существенные оговорки.

Действительно помнят. Но помнят как-то по-казенному, запротоколировано.

Как будто сверху поступил некий высочайший приказ "помнить". После чего многочисленные начальники и начальнички спешат отчитаться в проведении "мероприятия", посвященного памяти очередного уже безобидного для власти художника.

С другой же стороны, многие передачи, программы и вечера, посвященные памяти кумиров, оставляли двойственное впечатление. Что-то в них было явно не так. Как будто авторы этих программ, внешне восхищаясь ушедшим художником, на самом деле держали внушительный кукиш в кармане.

Косвенно этот вывод подтверждает то, что в "юбилейных афишах мы почти не найдем программ культурологической направленности. Авторам таких передач поэты совершенно не интересны своим творчеством. Куда как интереснее вытащить на свет Божий очередную неведомую доселе пикантную подробность из жизни "героев былых времен".

Так, в специальном расследовании "Здравствуй, последний герой!", показанном накануне дня памяти Виктора Цоя по каналу РЕН, вообще ставится под сомнение самобытность и одаренность певца. Авторы фильма прямо говорили, что свою знаменитую пластику Цой "позаимствовал" у Брюса Ли, походку — у Элвиса Пресли, преобладающий в одежде черный цвет — у Михаила Боярского.

Что же у него осталось своего? Да, видимо, ничего!

Более того, Цой, оказывается, был плохим товарищем и скверным работником. Извлеченный из небытия напарник Цоя по известной кочегарке охотно разглагольствовал в кадре о том, что работал певец в котельной плохо и всю работу за него приходилось выполнять товарищам.

Приведенные факты менее всего свидетельствуют об уважении к памяти ушедшего творца. Тут содержится что-то абсолютно иное. Я бы рискнул назвать это "что-то" смесью восхищения, опаски и ненависти — так трусливый охотник смотрит на убитого не им мертвого льва.

При всей внешней уважительности многие коллеги и даже якобы поклонники кумира сегодня не скрывают снисходительно-презрительного отношения к своему идолу.

Не думаю, что это ощущение возникло на пустом месте. Виктор Цой, как и ранее Владимир Высоцкий, не пользовался, мягко говоря, особой любовью властей. Вероятно, его нельзя было назвать автором и исполнителем "песен протеста" в чистом виде. Но то, что он был поэтом-бунтарем, не вмещающимся в рамки официальных представлений об эстрадном искусстве, сомнению не подлежит. Понятно, что

авторитарная и тоталитарная власть, а также верные клевреты этой власти не могут любить такого поэта по определению.

Поэтому сегодня власть вынуждена терпеть и даже иногда сама инициировать проведение подобных вечеров памяти. Зато на просторах Интернета вовсю резвятся неведомые блогеры, утверждающие, что наши выдающиеся поэты и барды XX века, "действуя в одной упряжке с прочими "реформаторами", все эти "властители дум", на самом деле попустительствовали Злу". Потому что, якобы "призвав активную часть населения к действию, "революционные музы" помогли всплыть со дна человеческого отстойника отвратительной мерзостной грязи".

Даже трагическая гибель поэта кажется таким авторам справедливым возмездием, так как "смерть самых одиозных (и самых, справедливости ради, талантливых) певцов Зла была закономерной", поскольку "Сатана, в первую очередь, уничтожает самых подлых предателей своего народа".

Наша официальная пропаганда, с одной стороны, поднимает ушедшего кумира на щит, а с другой — исподволь обвиняет его ни много ни мало в развале Советского Союза. То есть в самом страшном по нынешним временам преступлении.

Складывается интересная ситуация. Нынешняя власть, обязанная практически всем существующему строю и сложившейся политической системе, начинает достаточно жестко критиковать этот строй и эту систему, а также громко "ностальгировать" по ушедшим советским временам.

Так, 19 августа, в очередную годовщину ГКЧП, на всех федеральных каналах этой теме был посвящен только выпуск "Программы передач" на Пятом канале да фильм "ГКЧП: вид из космоса", показанный в дневное время по каналу "ТВ Центр". Причем в выпуске новостей, который последовал сразу за демонстрацией этого, кстати, далеко не нового фильма, о ГКЧП не было сказано ни слова.

Зато накануне в программе "Суд времени" (Пятый канал) лицедействующий Сергей Кургинян в очередной раз пафосно изрек, что является защитником и патриотом "красной советской России". Одновременно члены его "группы поддержки" заявили, что

"наступает время революций и в скором времени грядет всеобщий коммунистический переворот".

Поскольку эти откровения прозвучали на канале, частично контролируемом государством и личным другом "национального лидера", у некоторых наивных зрителей даже появилась надежда, что власть готова поменять вектор движения и посылает россиянам сигнал о якобы грядущей "социалистической переориентации" общества.

Не сомневаюсь, что многие наши сограждане искренне поддержали бы эту переориентацию. Однако ведь дальше пышных слов дело-то не идет!

"Социалистическая ориентация?" Прекрасно! Но где тогда "комиссары в пыльных шлемах"? Которые скрутят за спиной руки отчаянно визжащего "лидера" и его подельников, укравших у трудового народа 40 и более миллиардов долларов? Которые потащат преступников к шершавой стенке да защелкают курками ржавых наганов?

Где они? Не видно комиссаров.

А где процессы, подобные "шахтинскому делу"? Где "норильские", "красноярские", "череповецкие", "липецкие", "магнитогорские" дела, процессах по которым нам наконец-то раскроют правду о том, как за бесценок народное достояние становилось собственностью приближенных к власти олигархов?

Понятно, что эти вопросы риторические. Никаких "процессов" и "посадок" нет и быть не может. Поскольку российская элита, конечно же, ни при каких обстоятельствах не расстанется с "нажитым непосильным трудом", со своими "заводами, газетами, пароходами".

Поэтому и победу над ГКЧП она обязательно будет праздновать. Только спустя несколько дней — на празднике Дня российского флага. Поскольку именно эта победа открыла новоявленной русской буржуазии путь к абсолютной власти.

Но не учитывать левые настроения, преобладающие у значительной части населения, власть тоже не может. Вот и бросает она сегодня народу "кость" в виде программ на государственных и полугосударственных каналах, в которых клоуны с выпученными глазами в очередной раз напоминают о вечности "социалистических ценностей" и грядущей "мировой коммунистической революции".

Вроде бы и для власти безобидно, и народу приятно.

Другое дело, что это идеологическое раздвоение личности под праздничные фанфары слишком уж напоминает обычную шизофрению. Болезнь, чреватую, мягко говоря, серьезными неприятностями для отдельного человека.

В том же случае, когда ее намеренно провоцируют у всего общества, речь уже может идти о грядущей катастрофе.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter