Президент России Дмитрий Медведев 28 сентября отправил в отставку мэра Москвы Юрия Лужкова. Столичный градоначальник, согласно указу главы государства, утратил его доверие. Всю предыдущую неделю Лужков был в отпуске и думал, как ему закончить карьеру. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова рассказала, что у главы столицы было два варианта: либо уйти по собственному желанию, либо быть уволеным президентом. "Выводы делайте сами", — прокомментировала она отставку мэра Москвы. О том, что будет с Москвой после отставки Лужкова, который управлял городом 18 лет, Каспаров.Ru спросил у политиков и экспертов.

Борис Немцов, член бюро движения "Солидарность":

— Не волнуйтесь. Москва будет стоять, как влитая. Златоглавая и не такое видела. Что касается будущего мэра, то здесь пьеса не закончена — есть два варианта. Если Медведев после указа спустит все на тормозах и все забудет, то Лужков останется самостоятельным политическим игроком. Он соберет вокруг себя обиженных питерской группировкой бизнесменов и чиновников и может пойти на выборы президента в 2012 году. Если же утрата доверия — это не личная обида Медведева, то против Лужкова будут заведены уголовные дела о коррупции, и на этом его карьера закончится. В результате режим будет вынужден бороться с коррупцией. То, что "Единая Россия" — партия воров и коррупционеров, станет понятно каждому обывателю. Второй сценарий для страны в целом хорош, но для Путина это очень плохой сценарий. Вся его вертикаль построена на воровстве, а один из создателей "Единой России" — Лужков — ее сердцевина. Таким образом, если власть хочет получить Лужкова — кандидата в президенты, то делать больше ничего не надо, а если нет, то придется бороться с коррупцией.

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики:

— Москва устоит. А перемены в городе фактически начались несколько недель назад. Когда стартовал конфликт с московским мэром, пресса открыла рты, и было очевидно, что Лужков не сможет всех засудить. Стало неизбежно обсуждение созданной в Москве системы власти и собственности, насквозь коррупционной, я бы даже сказал, демонстративно коррупционной.

Если бы Юрий Михайлович был бы умнее и не пошел на конфликт (никакую лодку он не раскачал, кстати, кроме собственной), даже если бы он ушел тихо и добровольно, уже появились люди, не согласные с проводимой Лужковым политикой.

Олег Митволь, префект СВАО:

— Москва останется столицей нашей Родины.

Эдуард Лимонов, лидер партии "Другая Россия":

— Я не разделяю всеобщего ажиотажа, это второстепенное событие. Все то же и будет, что и было. Назначат нового чиновника, наверное, разделят должности мэра и председателя московского правительства. Мэром будет кто-то известный, а правительство столицы возглавит какой-нибудь обливающийся потом крот. Если во власти не дураки, они сделают Москву федеральным округом, чтобы было прямое управление из Кремля.

Триумфальную площадь не откроют, это федеральное решение. Надо добиваться свободных выборов, чтобы все лужковы, включая самых главных двух — Медведева и Путина, ушли в отставку.

Может, будет что-то с судебной системой, я это проверю очень скоро — у меня 30 сентября, 5 и 6 октября суды.

Сергей Удальцов, лидер движения "Левый фронт", один из организаторов акции "День гнева":

— Отставка Лужкова — важный успех гражданского общества. Те многочисленные акции протеста, которые проходили в Москве с требованием отставки мэра, конечно, повлияли на решение федеральных властей. Они пришли к пониманию того, что Лужкова нужно убирать, то есть была реализована воля москвичей. Теперь у Москвы есть два пути. Первый — продолжение лужковской линии, только с другими именами и под другой вывеской. Второй — путь перемен с максимальным подключением оппозиции и гражданского общества к решению проблем столицы. То есть Москва может стать городом, где соблюдаются права и свободы человека, а может продолжиться деградация. Проверкой станет согласование очередного Дня гнева. Если акцию согласуют, значит город стал на путь перемен.

Виктор Шендерович, писатель-сатирик:

— Мне понравилась шутка сегодняшнего утра о том, что все делается в Китае, даже отставка Лужкова. В 1993 году Лужков сказал Верховному Совету: "Не вы меня выбирали, не вам меня снимать". Теперь правила изменились. Не мы Лужкова выбирали, не нам его снимать.

Торжества закона после отставки не будет, будут поблажки, которые зависят от того, с какой ноги встало начальство. Нога может всегда поменяться, например, как она поменялась сейчас. Ничего особенного после отставки не будет. Единственное, что следует ожидать, — это клановые войны за недвижимость.

Александр Кынев, политолог:

— Лужков ушел с формулировкой "утрата доверия", которая не использовалась с 2007 года, когда в отставку отправили губернатора Амурской области Леонида Короткова.

Система назначения губернаторов дошла к той цели, ради которой создавалась. Лужков воспринимался как лидер региональной фронды. Даже после объединения "Единства" и фракции "Отечество — Вся Россия" в альянс борьба федеральных элит с региональными "баронами" шла инстинктивно и все больше напоминала борьбу сиамских близнецов. Теперь федеральная власть добилась своей цели, но за зенитом следует закат. Регионы, куда приходят клерки-назначенцы, зачастую становятся центром протеста. Апофеоз борьбы с региональными элитами бумерангом ударит по федеральному центру, в первую очередь по партии власти. Центр демонтировал основы тотального доминирования "ЕР". Это существенный знак для оппозиции.

Да, самостоятельная политическая фигура во многом неудобная, но она контролирует процесс, она опирается на народ, а не на власть. Люди, которые приходят вместо аксакалов, более управляемые, у них низкие рейтинги, нет навыков борьбы.

Лужковского ресурса у партии власти больше нет. А ведь в Москве очень много держалось на неформальных связях, которые указом президента не разорвешь.

Константин Михайлов, координатор движения "Архнадзор":

— Кто же знает, что будет с Москвой? Это зависит от новой власти. С ней надо работать. Требовать и предлагать программу спасения исторического центра Москвы. Отменить распоряжение о застройке на улице Бахрушина, в Кадашах, задуматься о моратории на застройку всего исторического центра.

Николай Алексеев, организатор московских гей-парадов:

— То, что произошло, важно само по себе. Даже если Медведев больше не будет президентом России, ему только за это нужно сказать спасибо. Он избавил Москву от чудовищного человека, который создал в городе свое княжество и правил в нем. Я надеюсь, что на место Лужкова придет более европейский человек, который приблизит Москву к стандартам Берлина, Парижа, Лондона. Изменения должны произойти.

Я надеюсь, что здравый смысл возобладает и новый мэр не будет запрещать гей-парады, не пойдет дорогой Лужкова, не будет устраивать гомофобную кампанию. Иначе он испортит себе международную репутацию. Сейчас суды должны освободиться от гнета Лужкова и начать принимать нормальные решения. Если 14 октября суд по делу о запрете гей-парада вынесет вердикт в нашу пользу, то вопрос с проведением мероприятия в мае 2011 года можно считать решенным.

Владимир Цыбульский, Павел Никулин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter