Защитники Химкинского леса 3 февраля провели экскурсию по местам прокладки трассы Москва — Санкт-Петербург в районе Химкинского леса. Эксперты объяснили журналистам, какой вариант прокладки трассы они считают оптимальным, и рассказали, почему выбранный маршрут кажется им неприемлемым.

О ситуации с Химкинским лесом и строительстве трассы рассказывали лидер Движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова, кандидат физико-математических наук и эксперт-транспортник Михаил Матвеев, руководитель лесной программы российского отделения Гринписа Алексей Ярошенко, член Союза экологических общественных организаций юрист Андрей Маргулев и координатор химкинского лесозащитного движения Ярослав Никитенко. Матвеев, Маргулев и Ярошенко ранее участвовали в работе независимой комиссии, предствившей 11 альтернативных вариантов строительства трассы трассы Москва — Санкт-Петербург.

Лучшим вариантом решения транспортной проблемы члены комиссии считают расширение Ленинградского шоссе и улучшение местной транспортной инфраструктуры.

Михаил Матвеев рассказывает о трафике на Ленинградском шоссе

По словам Михаила Матвеева, основной трафик на Ленинградском шоссе — локальный. Он ограничен зоной в 15-20 километров от Москвы, а в Санкт-Петербург движется только треть автомобильного потока.

"Трафик нельзя загнать в одну магистраль, нужно развивать локальные связи",— считает он.

Поэтому, по его словам, для разгрузки трассы нужно не строить новое шоссе, а расширить уже готовое. Этого можно добиться за счет придорожных территорий, застроенных сейчас торговыми центрами и парковками, или с помощью полосы отчуждения ЛЭП, проходящей параллельно Ленинградке.

При строительстве трассы в зоне ЛЭП сама линия электропередач демонтируется, а вместо нее под землей укладывается кабель."Никаких препятствий для того чтобы это сделать нет. И это все равно будет сделано, учитывая цены на землю, - уверен Михаил Матвеев. Но лучше решить транспортную проблему, чем настроить на освободившейся территории в три раза больше торговых центров".

ЛЭП, идущая параллельно Ленинградскому шоссе

Помимо положительных сторон у такого плана строительства есть и минусы, говорят экологи.

"Чем плохо это решение? Оно ужасно для коррупционеров. В этом случае вы не получите никаких денег с застройки Химкинского леса и придорожной полосы",- объяснила Евгения Чирикова журналистам.

"Сейчас власти предлагают построить десятиполосную платную магистраль, которая будет упираться в МКАД у Бусиновской развязки с круговым движением. А с Ленинградского шоссе к ней будет вести один съезд через кольцевую дорогу", — указал журналистам Матвеев на недостатки уже утвержденного проекта трассы Москва — Санкт-Петербург.

Ленинградское шоссе перед съездом на МКАД

Идущая из Москвы "Большая Ленинградка" сейчас заканчивается мостом через канал имени Москвы. Его собираются расширять до 12 полос, при этом сразу за ним начинается старое шестиполосное Ленинградское шоссе, съезд на МКАД и Химки, где движение неизбежно встанет, считает представитель экологов.

По его словам, сторонники нынешнего проекта, — "Росавтодор" и Минтранспорта, заявляют, что шоссе продолжится северной рокадой, — трассой через Москву, уходящей на восток в сторону Ногинска.

При этом сроки ее строительства неизвестны и неясно, будет ли она вообще построена.

В результате скоростное Ленинградское шоссе со стороны Москвы будет прерываться на въезде в Химки, а новая трасса Москва — Санкт-Петербург закончится выездом на кольцевую дорогу в нескольких километрах к востоку. Такой выбор маршрута трассы, по мнению экологов, объяснить какими-либо практическими соображениями невозможно.

Эксперты опровергают аргументы сторонников нынешнего проекта о том, что Химкинский лес уже практически вырублен и переносить трассу не имеет смысла.

"Сейчас строители вырубили половину от того, что собирались и при этом говорят что леса уже нет",— обрисовал ситуацию Матвеев.

Более подробно о состоянии леса рассказал руководитель лесной программы российского отделения Алексей Ярошенко "Уже прорубленая просека — это около полутора процентов от всего леса. Собирались вырубить 150 гектаров, а на конец августа, когда работы остановили, было вырублено 27", - объяснил он.

Ширина большей части просеки, по словам эколога составляет 30 метров и она зарастет в течение 10 лет, так, что "видно будет только специалистам".

Евгения Чирикова демонстрирует просеку в Химкинском лесу

"Химкинский лес — особый. Здесь есть районы, которые несколько столетий существуют на одном месте без повреждений, отсюда — их высокое биологическое разнообразие", - объяснил ценность леса эколог. Именно поэтому потери от его вырубки нельзя будет компенсировать высадками новых деревьев. Сейчас Химкинский лес делит пополам двухполосная дорога. Она, по словам Ярошенко, его экосистеме не угрожает.

"Тут живность может бегать. Здесь в лесу водятся, например, кабаны и лоси. А что будет если через лес пройдет десятиполосное шоссе?",— задал вопрос Ярошенко и сам на него ответил.

"Скоростная трасса разбивает Химкинский лес на четыре части. Если дорога будет построена вместе с развязкой - на семь. В этом случае лес полностью уничтожается, а если будет реализована только сама трасса, то процентов на 80", — пояснил он. При этом уничтожению подвергнется уникальная для всей европейской части России Старбеевская дубрава.

Алексей Ярошенко рассказывает о Старбеевской дубраве

Эксперты также заявляют, что им непонятно назначение новой трассы Москва — Санкт-Петербург в нынешнем ее варианте.

"Этот проект создается по федеральной программе экспорта транспортных услуг",— рассказал Андрей Маргулев. По его словам, трасса Москва —Санкт-Петербург — часть панъевропейского транспортного коридора и транспортного коридора Север-Юг в Индию. Кроме того, трасса по планам должна продолжиться в сторону Нижнего Новгорода, то есть частично совпадает еще и с коридором Запад-Восток. Она представляет собой крупнейшую транспортную артерию.

"То есть по этой дороге должны пойти фуры, а на обочинах должны быть склады и логистические центры. И если весь этот поток пойдет через Москву, это будет означать транспортный коллапс", — сделал вывод юрист.

Андрей Маргулев считает, что проект трассы нужно выбирать с учетом ее будущих функиций. Так, если она нужна для грузового трафика, то следует пустить дорогу на Нижний Новгород в обход Москвы через Тверь и Александров. Если нужна "платная трасса для чиновников", ее нужно строить параллельно Ленинградскому шоссе в зоне отчужнеия ЛЭП. А если цель строительства — разгрузить трассу в районе Химок то лучшим решением станет расширение Ленинградского шоссе.

При этом выбранный сейчас проект он считает неприемлемым и по другим причинам.

"Единственный вариант, который не является коррупционным — расширение Ленинградки", — уверен юрист.

Отдыхающие в Химкинском лесу

Защитники Химкинского леса считают, что смогут добиться изменения проекта. Даже если не учитывать его технических недостатков, власти, по их мнению, вряд ли смогут и дальше игнорировать общественное мнение.

"Я думаю, что чиновники не будут лезть на рожон со всем этим, потому что ситуация такая, что скоро понадобится козел отпущения",

— рассказывал Ярошенко по дороге из Старбеевской дубравы. По его словам, раньше во всем можно было обвинять экс-мэра Юрия Лужкова, но сейчас он свой потенциал в качестве главного виновного в том, что выбран неудачный проект трассы, по понятным причинам уже исчерпал. "Сейчас таким потенциалом обладает Левитин (министр транспорта России - прим. Каспаров.Ru )", — считает эколог.

Евгения Чирикова в свою очередь уверена, что продолжение общественной кампании заставит изменить свои позиции президента. "Мне кажется это будет неприятно для Дмитрия Анатольевича. Он же любит всякие поездки, в Давос например. Он приедет, а ему будут делать такие шпильки, говорить об антинародном решении. Народ ведь не согласен",— объясняла Чирикова. Ему народ сам показал другие варианты. И действовать надо в интересах народа, а не для гешефта всяких серых олигархов".

Василий Иванов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter