Ровно год назад, 29 марта 2010 года, в Москве на станциях метро "Лубянка" и "Парк культуры" произошли два взрыва. Террористки-смертницы подорвали себя с интервалом в 40 минут в поездах Сокольнической линии. Жертвами теракта стали 40 человек, около 100 пострадали.

Сразу после этого были усилены наряды милиции, дежурящие в вестибюлях метро, а президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте. Указ, помимо прочего, предполагал до 31 марта 2011 года оборудование метрополитена, вокзалов и аэропортов техническими средствами, которые позволили бы предотвратить возможность будущих терактов. Ответственным за создание такой системы было назначено Министерство транспорта.

Чиновники предложили установить в вестибюлях метро и на вокзалах металлодетекторы, датчики радиации и газоанализаторы. Однако, по их расчетам, завершить оснащение транспортных объектов удастся только к 2014 году.

Кроме того, говорилось об установке тревожных кнопок и видеокамер в общественном транспорте, а также оборудовании его ГЛОНАСС.

Цифры расходов на эти проекты менялись. В августе 2010 года глава Минтранса Игорь Левитин, как сообщал "Коммерсант", предложил выделить на обеспечение безопасности 45 миллиардов рублей.

После терактов, помимо общих вопросов о том, чем занимаются ведомства, которым положено бороться с террористической угрозой и куда расходуются выделеные на это бюджетные средства, комментаторов занимали и практические аспекты борьбы с терроризмом. В частности, критике подверглась идея об установке в метро металлодетекторов.

С одной стороны, отмечали эксперты, подобная инициатива спровоцирует огромные очереди на всех объектах транспорта, а в метро и вовсе приведет к коллапсу.

Многие указывали на то, что очереди у рамок металлоискателей как раз и могут оказаться удобной мишенью для террористов.

С другой стороны, высказывались мнения, что система не будет работать эффективно, так как предполагает участие человека, то есть сотрудника милиции, который вряд ли будет добросовестно исполнять свои обязанности. В целом, полагали комментаторы, все меры сведутся к формальной демонстрации исполнения распоряжений главы государства и положительных результатов от этого не будет.

В очередной раз вопрос о том, что власти делают для защиты граждан от террора, встал после теракта в аэропорту Домодедово.

24 января террорист-смертник подорвал себя в зале прилета международных рейсов аэропорта. Попасть в аэропорт с взрывным устройством ему удалось потому, что металлодетекторы на входе в Домодедово были отключены, а дежурившие рядом с ними милиционеры внимания на террориста не обратили.

Жертвами взрыва стали 37 человек, 170 пострадали. Среди погибших и раненых оказались по меньшей мере 25 иностранцев.

После теракта отвечавшие за безопасность в аэропорту службы не смогли сразу определиться, кто виноват в халатности. Представители Домодедово заявляли, что обеспечением безопасности на входе в аэропорт должны были заниматься сотрудники ЛОВД на транспорте, в то время как в МВД отвечали, что безопасность на авиаузлах — дело соответствующих служб аэропорта.

Стоит отметить, что после взрыва меры безопасности в Домодедово были усилены. Почти сразу начали появляться сообщения о том, что на входах в терминалы образовались очереди.

27 января издание GZT.Ru сообщало, что пассажиры даже пытались силой прорваться в аэропорт.

Помимо оргвыводов, приведших к увольнению почти десятка высокопоставленных чиновников из МВД, ФСБ, Ространснадзора, Росавиации и Гостранснадзора, но не затронувших никого из глав силовых ведомств, власти также сделали и ряд громких заявлений.

Чиновники снова объявили об усилении мер по обеспечению безопасности, увеличении присутствия на транспортных объектах силовиков и необходимости расширить финансирование антитеррористических программ.

Так, только Минтранс предложил выделить РЖД 9 миллиардов рублей на установку средств безопасности на транспорте при почти 4 миллиардах уже запланированных расходов.

Тем не менее реализация заявленной в 2010 году программы вызывает вопросы.

К концу марта рамки металлоискателей в вестибюлях некоторых станций метро действительно появились, но они, как правило, либо не подключены к питанию, либо установлены в стороне от прохода на эскалатор.

Более того, если они работают, милиционеры чаще всего не обращают внимания на сигналы аппаратуры и не проверяют сумки пассажиров.

Важным элементом системы безопасности в метро должен был стать комплекс со сканером багажа, камерой для досмотра пассажиров и устройством для обнаружения взрывчатки. После двойного теракта 29 марта его было решено установить на станции метро "Охотный ряд" в плане эксперимента. Предполагалось, что при успешной работе комплекса такими же системами досмотра будут оборудованы и другие станции подземки.

Комплекс был смонтирован в конце декабря 2010. Проинспектировать его работу приехал Дмитрий Медведев. Он осмотрел приборы и поговорил с оператором системы вызова экстренных служб с помощью установленного в вестибюле станции терминала.

Однако после визита президента система работать перестала, потому что, как сообщалось, все специалисты по высокотехнологичным сканерам уехали вместе с главой государства. Сотрудники для системы досмотра нашлись уже после теракта в Домодедово.

Спустя год после теракта, 29 марта, начальник главного управления МЧС России по Москве Александр Елисеев пообещал установить на Кольцевой линии метро в Москве, а также в других городах терминалы безопасности, аналогичные используемому на "Охотном ряду", передает РИА "Новости".

Высокотехнологичный терминал, как сообщается, будет включать в себя функции наблюдения, оповещения, сбора информации и контроля. При этом министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу посетовал, что установке новых приборов помешает реклама в метро.

"Теракт возможен, и обезопасить людей в метро сейчас возможности нет", — заявила корреспонденту Каспаров.Ru руководитель независимого профсоюза работников метрополитена Светлана Разина.

"Я думаю, что серьезных мер с прошлогодних терактов принято не было, — считает она. — Это была показуха, нигде ничего нет".

По словам Разиной, системы проверки пассажиров в метро вообще не работают. Их монтировали только для того, чтобы продемонстрировать действия. Профсоюзный лидер считает, что

единственной мерой, которая была реализована и может хоть как-то помочь обезопасить пассажиров метро, стало увеличение количества милиционеров с собаками в вестибюлях станций.

Выполнение программы безопасности на железнодорожных объектах также шло сложно и потребовало перевода системы в "ручной режим" управления и личного вмешательства президента.

В феврале Дмитрий Медведев внезапно посетил Киевский вокзал. Он обнаружил, что металлоискатели при входе на вокзал отсутствуют, а в здании и на перронах нет ни одного милиционера. Начальник вокзала и дежурный сотрудник правоохранительных органов объяснить президенту причины такой беспечности не смогли.

После этой поездки главы государства ситуация с металлоискателями и милиционерами на всех вокзалах Москвы резко улучшилась. Тем не менее при желании пройти на вокзал в обход детекторов все еще можно.

Так, на Курском вокзале любой желающий может, минуя здание, по улице попасть на платформы поездов дальнего следования. На Ленинградском и Казанском вокзалах до недавнего времени это было также несложно сделать, подойдя к платформам через улицу. Металлоискатели также, как правило, отсутствуют на перронах для пригородных поездов. Кроме того, пройти к пригородным поездам на вокзалы можно, если воспользоваться "нелегальными" выходами к платформам, устроенными пассажирами, которые не желают платить за проезд в электричках.

Руководитель независимого профсоюза работников милиции Москвы Михаил Пашкин скептически отнесся к принятым мерам безопасности. "Любой человек, если хочет что-то сделать, он может сделать и сделает, и остановить его невозможно. Главная причина терактов не устраняется", — объяснил он корреспонденту Каспаров.Ru. По словам Пашкина, она состоит в том, что на Северном Кавказе, несмотря ни на что, сохраняется напряженная обстановка.

"А эти детекторы, ну и что, террорист возьмет и без поражающих элементов взрывное устройство сделает. И никто его не заметит", — оценил Пашкин инициативы властей.

Причиной же напряженности на Кавказе он называет отсутствие в стране реальной демократии, свободных выборов и возможностей у граждан что-либо изменить.

Год спустя после взрывов на "Лубянке" и "Парке культуры" чиновники все так же обещают улучшить безопасность пассажиров метрополитена, переводят силовиков на усиленный режим службы и отчитываются об очередных успехах. Накануне годовщины теракта "Российская газета" рассказала, что в метрополитене введен милицейский план "Заслон" с усилением патрулей и ужесточением паспортного контроля. А Следственный комитет сообщил, что нашел последнего соучастника прошлогодних терактов. Им оказался 22-летний дагестанец Гусен Магомедов. Злоумышленник был заочно арестован и объявлен в международный розыск.

Василий Иванов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter