Двум Кореям не бывать, а одной не миновать. Имидж КНДР в голове среднестатистического обывателя складывается из американских страшилок, советских лубков и настоящего, всамделишного, "нелукашенковского" тоталитаризма. Между тем становится понятно, что объединение двух некогда единых стран — это вопрос не времени, а политики. Причем от корейцев, как от тех, которые в Сеуле, так и от тех, которые в Пхеньяне, не зависит ничего. Слишком долго эта территория была буферной зоной между разными геополитическими сферами влияния. В процессе выяснилось, что поддерживать конфронтацию гораздо выгодней, чем ее ликвидировать.

Вообще-то визиты иностранных лидеров в Северную Корею — не редкость. Но вопросы финансового сотрудничества обсуждаются прежде всего на корейско-китайских и корейско-российских совещаниях. Не стал исключением и недавний визит Ким Чен Ира в Бурятию. Помимо уже традиционных вопросов урегулирования госдолга КНДР и военного сотрудничества стороны подняли еще и вопрос инвестиций. Для Пхеньяна это болезненный момент:

даже самые яростные сторонники режима чучхе поняли, что своими силами коммунизм им не построить, а на одной только гуманитарной помощи долго не протянешь.

И это не первый раз, когда корейцы пытаются привлечь иностранных вкладчиков. Взять хотя бы недавно прошедшую международную ярмарку, этакая ВДНХ по-северокорейски. Экспозиция в Расоне задумывалась как выставка достижений чучхе на бизнес-поприще. Если брать количественные показатели, то Пхеньяну это удалось — из 115 компаний, которые были представлены на ярмарке, более сотни родом из КНДР. Остальные — из Тайваня, Австралии, России, США и, конечно, основного партнера — Китая — приехали для налаживания деловых связей. Вопрос актуален, ведь особая экономическая зона Расон существует уже 20 лет, но уровень иностранного капитала в ней, мягко говоря, невелик. Чтобы его повысить, решено создать совместное предприятие с Китаем. Пекин больше всего интересуют корейские порты, чтобы напрямую поставлять в страну свою продукцию. Но возможности для инвестиций на этом не ограничиваются, верхушка Северной Кореи ясно дает понять: мы открыты для любого сотрудничества.

"Вообще-то Расон — это не один город, а сокращение от названия двух крупнейших населенных пунктов региона: Рачжина и Сонбона, — говорит вице-председатель городского совета Расона Хван Чол Нам. — Это очень развитые города, с богатым потенциалом. Мы бы советовали иностранным компаниям обратить внимание на следующие отрасли: транспортную инфраструктуру, торговлю и туризм. Инвестиции в эти сегменты очень быстро окупятся. К тому же здесь отменили подоходный налог и таможенные пошлины".

Как бы то ни было, даже при таких фантастических для Старого и Нового Света льготах зарубежный бизнес в экономическую зону Расон не стремится — нестабильно.

И примеры буквально перед глазами: не так давно власти КНДР фактически отняли у Южной Кореи ее долю в другой особой зоне — туристическом центре в горах Кымгансан. Популярный курорт простаивал три с лишним года после того, как северокорейский пограничник застрелил отдыхающую с юга. Туристка загляделась на местные красоты и забрела слишком далеко в северокорейскую зону. Функционирование центра тогда приостановили, а вместе с туристами перестали поступать и деньги. Пхеньян несколько раз требовал от Сеула снова запустить совместное предприятие. И в конце концов объявил, что не смог урегулировать с соседом вопрос о собственности.

Полторы недели назад по северокорейскому телевидению прозвучало следующее заявление: "Во-первых, все объекты недвижимости, оборудование и транспортные средства на южной стороне гор Кымгансан объявляются бесхозными и переходят в нашу зону ответственности. Во-вторых, с утра понедельника запрещается вывоз любой собственности с этой территории. В-третьих, персоналу с южной стороны дается 72 часа на то, чтобы покинуть курорт".

Конечно, в Южной Корее тут же заявили, что считают этот ультиматум неприемлемым и собираются обращаться в международный трибунал. Громкий судебный скандал, да еще связанный с по сути рейдерским захватом — не лучшая помощь и без того сомнительному имиджу Северной Кореи на международной экономической арене.

Этот случай должен был показать всем, что не стоит соваться в КНДР со своими инвестициями. И месседж был понят почти всеми. Кроме России и Китая.

С Китаем все более-менее понятно, для него КНДР — это прослойка, ограждающая от проамерикански настроенных стран Юго-Восточной Азии. Плюс — более чем перспективный рынок для сбыта товаров, а для КНР это очень важный фактор. С Россией ситуация менее ясна. Прослойка? Но эту роль уже достаточно давно и с куда большим успехом выполняет Китай. Рынок сбыта? В отличие от Китая, в деле производства потребительских товаров РФ находится, мягко говоря, не на высоте. Мы мало что можем предложить Корее — многое она производит сама. Более того, даже обещаний прекратить ядерную программу КНДР уже почти нам не дает.

Брюс Клайнгер из The Heritage Foundation пишет, что анализ прошедшей встречи показал: желание КНДР избавиться от военного атома в обмен на экономическую помощь весьма сомнительно.

В Пхеньяне почувствовали, что можно водить мировых лидеров за нос, "кормить завтраками", а самим в это время кормиться с китайского и российского стола.

То есть и здесь наше общение с Северной Кореей не несет никакого позитива — даже с ролью миротворца Россия не справляется. Зачем же нам тогда бросать в этот сомнительный омут свои вложения и пытаться дружить с режимом чучхе?

Журналисты The Wall Street Journal также попытались ответить на этот вопрос. По их мнению, Россия хочет любыми методами восстановить утраченное влияние в Азии. Китай слишком сильное государство, чтобы его использовать напрямую, а КНДР вполне для этого подходит. Об этом говорит и нарастающее желание властей РФ использовать в качестве политического козыря свои месторождения углеводородов: среди прочего на встрече Медведева и Ким Чен Ира обсуждалась возможность строительства газопровода. Кроме того, пишет издание, северокорейская элита поняла необходимость "политической разморозки", и сотрудничество с Россией в данном случае — это возможность выйти на мировую арену, минуя Китай, чьи позиции во внешней северокорейской политике и так чересчур сильны. Вот только Россия вряд ли получит от этих отношений то, что ожидает, говорится в публикации.

Правительство Медведева выбрало неверную сторону в деле разрешения конфликта на полуострове,

считают эксперты. Конечно, сейчас говорить с уверенностью сложно, но объединение корейской нации произойдет явно не под флагом КНДР. И это понимают даже в Пхеньяне, но не в Москве. Тень имперских амбиций в очередной раз заслонила здравый смысл.

Григорий Деборчук

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter