Среди исторически признанных символов Санкт-Петербурга достойное место занимает величественный ансамбль зданий Военно-медицинской академии. Более двухсот лет возвышается он на берегу Невы.

Однако, по мнению градозащитников, над этими зданиями, простоявшими на одном и том же месте два века, нависла серьезная угроза.

В конце 2011 года в правительстве России было принято решение о выводе академии за пределы исторической городской черты и размещении ее в пригородном Курортном районе.

Напомним, что, по мнению многих ученых, история Военно-медицинской академии начинается с Указа Петра Первого об учреждении на Выборгской стороне Петербурга (примерно в том же самом месте!) Адмиралтейского госпиталя. Правда, строгие летописцы ведут отсчет с официальной даты, а именно с Указа императора Павла Первого от 29 декабря 1798 года, которым были учреждены "главные госпитали особого здания для врачебного училища и учебных театров". С 1800 года "врачебное училище" именуется Медико-хирургической академией, а с 1881 года — Военно-медицинской академией.

Не будет преувеличением утверждение, что за прошедшие двести лет Военно-медицинская академия стала флагманом отечественной медицинской науки. У истоков ее создания стояли такие выдающиеся русские медики и биологи, как Пирогов, Боткин, Сеченов, Павлов, Бехтерев. Здесь внедрялись в повседневную практику передовые методы лечения. До сих пор петербуржцы из всех возможных государственных медицинских учреждений города неизменно выбирают для лечения и восстановления пошатнувшегося здоровья именно Военно-медицинскую академию.

Столь же велико историко-культурное значение комплекса зданий академии. Их строительство было начато в 1799 году известным итальянским зодчим Антонио Порто и закончено в 1809 году выдающимся русским архитектором Воронихиным. Именно с тех пор врачебный комплекс и возвышается над невской набережной, ныне носящей имя гениального хирурга Пирогова. Здания академии украшены фресками работы другого знаменитого итальянца, Пьеро ди Анжели, а также многочисленными произведениями живописи и скульптуры, вышедшими из мастерских известнейших художников и ваятелей.

Двадцать пять зданий комплекса академии по решению ЮНЕСКО получили статус памятников архитектуры мирового значения.

Тем не менее в нынешнем российском правительстве было принято странное решение по переводу академии в район города Сестрорецка, находящегося сейчас в административных границах Санкт-Петербурга. Неподалеку от спортивного аэродрома у поселка Горское для возведения нового медицинского комплекса было выделено 275 гектаров земли. В настоящее время, по сведениям из информированных источников, ведутся активные работы по завершению проектирования этого комплекса.

Горожане были возмущены тем, что их фактически поставили перед свершившимся фактом.

До аэродрома в Горском нелегко добраться и здоровому человеку. Что же, спрашивается, будет с тысячами больных, которые сегодня могут получить квалифицированную медицинскую помощь в самом центре мегаполиса? Каково придется самим медикам, преподавателям, курсантам и обслуживающему персоналу академии? Ведь в случае "передислокации" им придется ежедневно ездить на работу и учебу фактически в другой город.

Против "передислокации" академии сегодня выступает практически в полном составе научно-преподавательский коллектив и курсанты этого учебного заведения, Совет ученых Санкт-Петербурга. В северной столице прошли массовые протестные акции, собрано более тысячи подписей против насильственного перевода академии в Курортный район. Санкт-Петербургский государственный университет выступил с предложением включить академию в свой состав и, тем самым, снять навсегда вопрос о переезде.

Депутаты Законодательного собрания города от фракции "Справедливая Россия" обратились с запросом к губернатору Георгию Полтавченко, в котором поставили под сомнение целесообразность решения о переезде.

Заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов на вопрос о переводе академии в пригород Петербурга заявил, что это решение является "безумным проектом" и остановить его может только общефедеральная кампания протеста.

Наконец, депутат Государственной думы Оксана Дмитриева направила запрос в правительство, в котором за сухими протокольными строками читается один-единственный главный вопрос: "Зачем?"

Впрочем, сама же Оксана Генриховна признает, что у чиновников по закону есть целый месяц для ответа.

Это означает, что ответ может быть получен уже после вступления в должность избранного президента, и по этой причине вероятность того, что он окажется приемлемым для градозащитников и горожан, крайне мала.

Дело в том, что многие историки, культурологи и аналитики давно призывают не тешить себя иллюзиями по поводу истинных причин принятия решения о переводе академии за город и дальнейшего использования освободившейся территории. В частности, по их мнению, не следует верить официальной версии, будто в бывших корпусах академии разместятся аудитории и тренировочные залы Военного института физкультуры. Тем более что, по сведениям из достоверных источников, сам этот институт в ближайшее время прекратит свое существование.

Гораздо реальнее предположение, что потенциальным инвесторам, скорее всего, близким к федеральной и местной власти, просто приглянулись лакомые куски земли в самом центре города

— 45 гектаров на Пироговской набережной и 25 гектаров на Загородном проспекте (который, кстати, вопреки историческому названию, тоже находится в центре Петербурга). Поэтому не исключена вероятность того, что вскоре на месте творений великого Воронихина поднимутся ввысь корпуса отелей, возведенных расторопными строителями.

Как бы то ни было, и Смольный, и российский Белый дом в ответ на запросы депутатов хранят гордое молчание. Между тем работы по доведению "до ума" проекта нового комплекса академии близятся к завершению.

В заключение вспомним, что еще в 1808 году академии было присвоено почетное наименование "Императорской". В 1934 году она получила имя Сергея Мироновича Кирова. Наконец, в разгар "лихих девяностых", в 1998 году, указом президента России Бориса Ельцина Военно-медицинская академия была включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации.

Сегодня то, что было признано "особо ценным" и подлежащим охране в проклинаемые нынешней властью девяностые годы, вполне может быть уничтожено в ходе точечной "военно-медицинской спецоперации".

Показательно, что старт этой операции был дан опять-таки в самый разгар, но уже в разгар эпохи "стабильности и процветания" поднимающейся с колен России. Аккурат между двумя историческими выборными кампаниями — сразу после парламентской и накануне начинающейся президентской.

Видимо, подразумевалось, что решение это не подлежит ни обсуждению, ни пересмотру. Равно как и результат упомянутых выборных кампаний.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter