"Барто", "Привет! Тоталитаризм", 2012

Среди радикалов (Миша Вербицкий например) принято презирать "Барто", считая их псевдопротестными эрзац-революционерами, "бунтарями" с непременной приставкой "как бы" и конъюнктурными серфингистами на гребне волны. Этот проект и в самом деле представляется довольно откровенным и целенаправленным ответом на социальный запрос. Политизировавшимся хипстерам потребовалась своя музыка протеста, так чтобы и модно, и "жестко и честно". Что ж, питомцы Артемия Троицкого, тоже того еще "борца" со стажем, готовы сделать все в лучшем виде. Есть спрос, будет и предложение.

Но все эти соображения вовсе не исключают серьезного разговора о музыке "Барто" без априорного негативного предубеждения. В конце концов, дух веет, где хочет,

так почему бы не исходить из презумпции невиновности, условившись считать их протестный электроклэш искренним, пока не доказано обратное.

Кроме того, качество конечного продукта и вовсе может не зависеть от мотиваций его авторов, что бы там ни думали на сей счет адепты "русского рока", которых культ "искренности" и "настоящести" (или их более или менее убедительной имитации) роднит с "русским шансоном".

В чем-то "Барто" стали первопроходцами, но касается это не музыкальных или поэтических особенностей их творчества, а, если можно так выразиться, настроенческих. Песни протеста в их исполнении стали вяловатыми, хрипловатыми, пришепетывающими, проборматываемыми губами в эротической истоме под шершавый перестук драм-машины.

Никогда еще песни бунта не были такими расслабленными. И по контрасту с обычной пламенной музыкой революции у других это остается главным впечатлением,

хотя есть у "Барто" место и для жесткости, достигаемой агрессивными рефренами и той же драм-колотушкой.

Главная же их заслуга в российском контексте — это открытая манифестация женской сексуальности, не в смысле соблазна, но в смысле желания и требовательной жажды, в диапазоне от характерного для порно "трахни меня" до феминистского "я сама тебя трахну".

На Западе это уже давно стало нормальным. В том числе в рок-музыке, усилиями сексуально озабоченных глэм-панкушек Peaches например. Или можно вспомнить клоунессу из Cirque du Soleil, которая во время шоу беспардонно лезет мужчинам из числа зрителей в штаны.

Но для наших палестин это продолжает оставаться настолько непривычным и "нетрадиционным", что, рискнем заявить,

в этом "Барто" проявляют себя как минимум не меньшими бунтарями, чем в своих политизированных текстах.

Откровенные, иногда почти порнографические метафоры и аллегории, которые томно и хрипло выдает Мария Любичева, бесстрашно возвещают городу и миру о том, что прекрасные дамы тоже хотяти и любят заниматься "этим делом", открывая новую страницу в истории раскрепощения женщины на наших морозных просторах. А кроме того, демонстрируют, что русский рок может быть одновременно социальным и эротичным.

Альбом кавер-версий "Привет! Тоталитаризм" — собрание перепетых "Барто" песен их старших рок-коллег, от достаточно изысканных и когда-то авангардных ("Центр", "Оберманекен") до массово популярных ("Аквариум", "Мумий Тролль"). Только меньшая часть из них является протестными.

Открывающий альбом классический номер "Центра" "Привет", который уже много кто перепевал ("Би-2" например) — песня скорее социальная в широком смысле этого слова и философская, чем политическая. Есть еще остро социальные "Московские стройки" Теуниковой и финальные "Гирлянды", в которых открываются картины уже какого-то и вовсе адского пира во время чумы. Вот, пожалуй, и все по части музыки баррикад.

Характерного для "Барто" эротизма тут и вовсе еще меньше. Есть "Анестезия" "Оберманекена", но она не дотягивает по степени откровенности до собственных песен группы, а это доказывает, что в номинации "агрессивная сексуальность" до "Барто" далеко и здешним рокерам-мужчинам. То есть оказалось почти нечего перепевать в этом духе, не русское это дело — настойчиво диктовать, как наши Любичева в кавере "Аукциона" "Кот": "Давай еще, толкай еще, вози меня на санках. Ты такой большой..." Эта песня — единственный здесь по-настоящему похотливый номер, не считая, быть может, еще обновленной "На Яды", где этот возбуждающий эффект достигается наложением голоса Любичевой на вокал Лагутенко из оригинала.

Есть и просто агрессивные песни-боевики: бомба для танцполов "Лесби", превращенная из рок-н-ролла чуть ли не в индастриал. "Она может двигать собой" "Аквариума", бешеный и саркастический "Маугли".

В "Привет! Тоталитаризм" "Барто" оплодотворили эти песни новой агрессивной, хоть и несколько декадентской и некрофильской, как на Хэллоуин-дискотеке, энергией. Как после укуса вампира, дарующего вечную молодость и жизнь после смерти одновременно, все это заиграло новыми красками.

Резюме. Тем, кто почитает настоящими нонконформистами только себя, стоит, пожалуй, повнимательнее прислушаться к этой группе, от которой они в революционной гордыне воротят нос. Уж не знаю, кто там искреннее, но это точно интереснее какой-нибудь, например, "Адаптации" с самопародийной в своей плоской банальности и предсказуемости "Остановите войну".

Альбом "Привет! Тоталитаризм" доступен на сайте группы "Барто"

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter