Василий Иванович Белов - вологжанин. Василий Макарович Шукшин - алтаец. Но они дружили. И писали очень похоже. Белов - литературнее. Шукшин - кинематографичнее. Праздником было читать и того, и того.

Живого Белова я видел дважды. Первый раз в поезде "Вологда-Москва". В 1996-м или 97-м (не помню точно). Летом. Он пробирался через плацкартный вагон, в котором я ехал. Маленкий и плотный, как гном. Со спинигом в руках.

Я постеснялся его остановить, хотя в руках как раз был сборник его расказов, и автограф, вроде как, напрашивался...

Второй раз - года через три. В редакции газеты "Завтра". Он приходил к Проханову. Я не удержался и выдал ему в лицо что-то вроде: "Василий Иванович! Я так счастлив!.. Вы мой любимый писатель!" Василий Иванович густо покраснел. Стушевался. Замахал руками. И мне стало ужасно неловко, за свою нелепую выходку...

И еще история, которую мне расказывал старый "завтристский" зубр - Николай Анисин. У Белова был нерешенный квартирный вопрос - то ли дочь, то ли племянница была совсем без жилья (в Вологде). Просить о помощи Белов стеснялся. А тем временем газета "Завтра" сильно подружилась с Пал Палычем Бородиным (это были времена "Мабитэкса" и пр.). Анисин попросил Бородина помочь Белову.

Бородин пообещал: "Вот только в Америку смотаюсь..." Уехал. Там Бородина приняли и упаковали в тюрьму. Надолго. Анисин приуныл было, но тут из Вологды позвонил взволнованный Белов. Оказывается Бородин буквально из аэропорта позвонил кому-то из своих клерков и дал поручение... С тех пор я к Бородину отношусь гораздо лучше, чем мог бы...

Если кто-то совсем-совсем не читал Белова, рекомендую начать не с признанных шедевров ("Плотницкие рассказы", "Привычное дело" и пр.), а с этого "пустяка" - "МОЯ ЖИЗНЬ (АВТОБИОГРАФИЯ)".

В этом скромном рассказе содержится абсолютно точный и беспощадный портрет русского народа. На меня он произвёл неизгладимое впечатление. Ну и, в качестве бонуса, нетипичный рассказ Шукшина, в котором Василий Иванович Белов - один из персонажей, - "КЛЯУЗА".

Тоже портрет народа. Тоже беспощадный.

Кстати, с точки зрения литературной формы оба рассказа ничуть не устарели. Они и сегодня (40 лет спустя!) выглядят новаторскими. Даже в чём-то экспериментальными.

Владимир Голышев

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены