Если верна информация (ИТАР-ТАСС, 3 апреля, Вяч. Филиппов), что свыше 20 % советских бомб, сброшенных на Германию, не взорвалось (вообще говоря, комендатуры должны были вести строгий учет разминирования), то кто же тогда так вредил советским труженикам тыла?

Немецкие диверсанты организовали массовый саботаж? Или все же бабы-солдатки и дети-фабзайцы, которые стояли у станков в смену по 12-14 часов, выполняя до 700% сменного задания, гнали брак — потому что иначе не могли?

Тогда нужно делать вывод: плохо мы знаем о работе тыла. Ничего не знаем.

Технически не самое сложное изделие — эта 100-килограммовая бомба, найденная в Берлине у Центрального вокзала (возможно, одна из модификаций ФАБ-100). В конце войны на Германию сбросили 2 млн авиабомб — ровно столько корпусов авиабомб производил СССР за месяц — я справлялся у Вознесенского ("Военная экономика СССР в период Отечественной войны"). Вот, допустим, Ту-2 с нормальной нагрузкой мог их взять всего десять, и две из них — оказывались просто болванками.

Никакой трудовой героизм голодающих людей не смог компенсировать отсутствие в цехах квалифицированных рабочих-металлистов и специалистов снаряжательных заводов, мобилизованных и отправленных на фронт.

И еще тогда следует признать, что никакой системы обучения даже на четвертый год войны создано не было, и серьезно организованной военприемки не существовало, и технологический цикл нарушался постоянно. И что мобилизационная экономика СССР в условиях ограниченности ресурсов оказалась чрезвычайно расточительной и неэффективной.

Юрий Санберг

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены