25 апреля 1993 года, 20 лет назад, состоялся референдум, который должен был, но не смог вывести страну из конституционного кризиса и запомнился благодаря рекламному слогану "Да—да—нет—да". Кампанию по подготовке к плебисциту сегодня принято считать первым случаем массового использования в России PR-технологий. "Ъ" вместе с участниками тех событий вспомнил, на кого и на что опирались при подготовке к референдуму команда президента Бориса Ельцина и ее оппоненты из Верховного совета.

В тексте газеты много интервью разных людей.

По словам оппонента ельцинской команды, депутата Ильи Константинова, свои медиа были и у сторонников Верховного совета. "Это были региональные СМИ, которые по традиции опирались на местные советы. Но в эпоху телевидения их возможности были несравнимы с тем, чем оперировала исполнительная власть",— отмечает господин Константинов.

Участники тех событий вспоминают, что тогда же впервые был опробован и черный пиар. "Главным приемом было шельмование Верховного совета и оппозиции, тогда впервые появился ярлык "красно-коричневые", который апеллировал к исторической памяти бойцов Второй мировой, воевавших с Германией,— утверждает Илья Константинов.— Создавался образ врага, и СМИ удалось представить Верховный совет символом зла". "Власть дала старт националистической пропаганде, месседж которой: вы выступаете за чеченца Хасбулатова или за русского Ельцина?",— говорит Руслан Хасбулатов. "Я в тот момент возглавлял Российское христианско-демократическое движение, и в СМИ нас представляли не иначе как коммунофашистов, хотя я всегда был антикоммунистом",— вспоминает Виктор Аксючиц.

"В условиях острой конкуренции между ветвями власти возможностей для масштабных манипуляций у Кремля не было, они появились после октября 1993 года",— полагает Илья Константинов.

и так далее. Что могу добавить?

Девственный в политическом плане советский еще народ оказался податлив на пиар-технологии. Не хочется вспоминать пример папуаса и обещанных ему стеклянных бус. Это не оскорбление и даже не преувеличение. Народ едва ли не впервые о чем-то "спрашивали", как бы советовались, предложили вполне игривый лозунг "да-да-нет-да". Взамен, как водится, пообещали райские демократические кущи...

Но именно тогда, 20 лет назад формировались те механизмы авторитарного государства, зрелость которых мы с ужасом наблюдаем сегодня.

Нужно отчетливо понимать, что авторитарный политический режим с элементами тоталитаризма не является случайным для современной России. И как бы мы не оценивали личности Ельцина-Путина, нужно признать, что именно такие, антидемократические типажи были востребованы в эту эпоху. Есть признаки, позволяющие утверждать, что этот период заканчивается, но неизвестно, сколько продлится агония.

Черный пиар и использование административного ресурса (наряду с прямым насилием) стали альфой и омегой современной российской политики. Все это является свидетельством крайне незрелого общества.

Илья Константинов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены