Скромно умолчав о поместье в деревне Акулинино стоимостью 75 миллионов долларов, Якунин решил ответить на наш доклад "Зимняя Олимпиада в субтропиках". На ту его часть, где говорится о строительстве дороги Адлер-Красная поляна, за которую отвечало ОАО "РЖД".

Напомню, этот самый дорогой объект самой дорогой Олимпиады обошелся государству и нам с вами в 266 млрд рублей или более 5,5 млрд рублей за километр. Один квадратный метр якунинской дороги стоит около 10 тысяч долларов — это цена элитного жилья в Москве. А американская программа по доставке на Марс и эксплуатации марсохода нового поколения Curiosity обошлась в три с половиной раза дешевле.

Однако чекисту-железнодорожнику кажется, что астрономическая цена дороги вовсе не такая страшная.

Он намекает на то, что можно было и подороже построить. В качестве доказательства своего феерического тезиса он предлагает сравнить стоимость олимпийской дороги с ее зарубежными аналогами. И приводит следующую таблицу:

"Сравнительная таблица стоимости строительства совмещенной дороги Адлер — Красная Поляна со стоимостью строительства аналогичных объектов за рубежом

 

Показатели

Адлер —

Красная Поляна

Скоростная железнодорожная

линия Лион —

Турин

Ж/д линия

Инсбрук — Фортеза тоннель Бреннер (56 км)

 

Ж/д линия

Цюрих — Милан. Готардский тоннель (57км)

Ж/д линия

"Канада Лайн" Ванкувер — Аэропорт

Страна

Россия

Франция — Италия

Австрия — Италия

Швейцария

Канада

Протяженность линии (км)

131*

155

112

114

19

Общая стоимость

285 439

500 000**

 

267 000***

304 000***

60 000

(млн. руб.)

 

 

 

 

 

Срок реализации

2008 — 2013

2010 — 2020

2010 — 2022

1993 — 2017

2005 — 2009

Стоимость 1 км. дороги (млн. руб.)

2179

3225

2384

2667

3158



* с учетом 45,6 км. автомобильной дороги, 48,2 км. железной дороги, 37,2 км второго пути на участке Сочи — Адлер — Веселое.
** стоимость строительства с 2009 г. выросла с 7, 45 млрд. евро до 12,5 млрд. евро в 2012 г. и не окончательная;
*** строительство продолжается, стоимость предварительная.
Затраты сопоставимы, при этом по масштабам, сложности и темпам строительства аналогов нашему проекту в мире нет. Уникальность возведенных сооружений отмечена золотой медалью Международной Тоннельной Ассоциации (ITA). Мы спроектировали и проложили транспортную инфраструктуру в сложнейших инженерно-геологических условиях, сохранив уникальный природный ландшафт Сочинского заповедника."


Я сейчас не хочу комментировать последний пассаж Якунина о том, что природе не нанесен ущерб. Думаю, что экологи, а так же жители города, увидев Якунина без охраны, разорвали бы его в клочья за уничтожение реликтовых лесов, реки Мзымта и территории заповедника "Западный Кавказ".

Остановимся на якунинской таблице. Читатель, который никогда в Сочи не был, глядя на цифры видит, что 1 километр олимпийской дороги у Якунина стоит всего-то чуть больше 2 млрд рублей (70 млн долларов) и вовсе даже не самый дорогой.

Как же так получилось? Как же Якунин сумел обдурить народ, что все не так дорого и страшно? Да очень просто.

Якунин для непосвященного читателя написал, что дорога Адлер-Красная поляна имеет длину 131 километр. Каждый, кто был в Сочи и ездил в Красную поляну отлично знает, что расстояние между Адлером и горным поселком меньше 50 километров. Якунин надеется, что этот обман никто не заметит, высокомерно полагая, что кругом наивные лохи и идиоты. Одним взмахом руки увеличив расстояние между Адлером и Красной поляной почти в три раза, он в одну секунду уменьшил цену за километр тоже почти в три раза.

Я называю такое поведение мошенничеством. 131 километр у Якунина получается путем сложения шоссейной дороги, железнодорожной ветки, что дает почти 100 километров, но удвоения расстояния между населенными пунктами Якунину недостаточно, и он незатейливо решил прибавить к этой дороге еще одну железнодорожную ветку Сочи-Адлер-Веселое, которая вообще к олимпийской дороге никакого отношения не имеет, а имеет отношение к реконструкции железной дороги, идущей вдоль моря.
Резкое удлинение дороги произошло буквально на днях. На сайте РЖД еще не успели поменять данные.

974398

На что надеялся Якунин, так дешево обманывая читателей? Что не заметят? Что пожалеют, что мало истратил денег? Что забудут про поместье? Что оценят его доблестный труд? Что дадут еще денег для распила? Я не знаю. Я знаю другое — дорога Адлер-Красная поляна, построенная почти за 9 млрд долларов — это полный беспредел.

В докладе "Зимняя Олимпиада в субтропиках" мы подробно сравниваем стоимость этой дороги с ее европейскими и мировыми аналогами, учитывая при этом и цену многочисленных тоннелей, мостов и виадуков и сложности при строительстве. Итог нашего исследования, подтвержденный в том числе другими работами показывает, что Якунин вместе с приближенными бизнесменами превысил затраты на эту дорогу минимум на 100 млрд рублей, то есть более, чем на 3 млрд долларов.
И дачку в Домодедовском районе построил ровно в это же время.

Чудовищные расходы на дорогу мы связываем с тем, что Якунин отдал самый дорогой в истории России дорожный подряд без тендера приближенным компаниям СК Мост и УК Трансюжстрой. При этом никаких уголовных дел Следственный комитет не возбудил, никаких расследований не проводится. И все у чекиста-железнодорожника хорошо.

Борис Немцов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены