Москва утратила роль лидера в выражении протестных настроений, "несогласные" сконцентрировались в регионах. При этом нуждающихся в демократии стало намного больше в сельской местности, нежели в крупных городах. Такие результаты исследования представил 11 июля руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев на презентации доклада "О новых тенденциях в общественно-политических настроениях российского населения".

На встречу были приглашены члены Комитета гражданских инициатив (КГИ), руководители проектов, координаторы региональных групп и эксперты. Перед ними со вступительным словом выступил основатель комитета Алексей Кудрин. Он сообщил, что КГИ уже начал заниматься мониторингом региональных выборов, которые пройдут 8 сентября. Эти выборы станут самыми массовыми в России: в единый день голосования в 16 регионах выберут губернатора и глав региональных центров, в 12 пройдут выборы депутатов и в 16 выберут региональный парламент.

"В нашей стране деятельность едва ли не единственной организации, занимающейся наблюдением за выборами, оказалась закрыта. Мы готовы взять на себя функцию по мониторингу выборов. Мы уже сформировали сеть региональных корреспондентов, в 30 регионах, где проходят наиболее значимые избирательные кампании, мы уже начали отслеживать выдвижение и регистрацию кандидатов", — сказал Кудрин.

Он также прокомментировал ситуацию с "муниципальным фильтром". По мнению бывшего министра экономики,

передача голосов муниципальных депутатов от одного кандидата к другому еще раз демонстрирует, что "муниципальный фильтр" был несостоятелен и неэффективен.

Кудрин отметил и некоторые негативные изменения в социальной среде. За прошедшие полгода, полагает он, произошло своеобразное ущемление гражданских свобод. Законодательные инициативы становятся все более экзотическими. Экономист напомнил о последних подобных проектах: запрет пересмотра итогов Второй мировой войны и критики Красной армии, ограничение демонстрации педофилии в театральных постановках и предложение депутатов о принудительном объединении СМИ в саморегулирующиеся организации.

"За 12 лет правления Путина не требовалось принятия подобных законов, и только сейчас они потребовались. В политической сфере необходимо укрепить доверие между обществом и властью, но подобные инициативы этому мешают", — подчеркнул Кудрин.

Об общественно-политической ситуации в стране рассказал президент ЦСР Михаил Дмитриев. Он привел предварительные результаты своего исследования совместно с ведущими социологическими организациями: "Левада-центром", ФОМ и ВЦИОМ. Он подчеркнул, что выводы и объяснения в докладе отсутствуют. Впрочем, попытаться понять логику происходящего в обществе все же можно.

Согласно исследованию, рейтинг Владимира Путина стабилизировался на уровне 45–46 процентов. Он практически не меняется уже на протяжении года, а до этого снижался на протяжении двух последних лет. На этом фоне премьер-министра Дмитрия Медведева стали вспоминать реже.

Фокус-группы, которые принимали участие в исследовании, показывают, что патриотическая риторика и пропаганда консервативных ценностей властей дает эффект. Оппозиционерам пока не на что рассчитывать, общество не ищет альтернативу Путину.

Кроме того, стабилизировалось и отношение к "Единой России". Стоит отметить, что участники фокус-групп гораздо реже вспоминают фразу Навального "партия жуликов и воров". В прошлом году эту формулировку вспоминали гораздо чаще.

Среди регионов Москва демонстрирует один из самых высоких уровней лояльности и солидарности со своим руководителем. Как предполагают эксперты, такого отношения власти добились благодаря проведению успешной пропаганды. Но побочным эффектом от этого стало повышение уровня тревоги в обществе.

Выявить это помогли психологические тесты, проведенные среди отдельных фокус-групп. Уровень ситуативной тревожности в целом по стране достиг 65 процентов, а в Москве он и вовсе превысил 84 процента.

При этом готовность москвичей протестовать неожиданно оказалась ниже, чем в среднем по России. Как отметил Дмитриев, это связано с тем, что в столице прошла мода на протесты и сейчас этот тренд дошел до регионов. В то время как Москва затихла в плане протеста, провинция "просыпается".

Согласно результатам исследования потенциала протеста в городах-миллионерах, малых городах и даже в сельской местности, к выходу на протестные акции готовы многие. Причем в Москве "несогласных" меньше. Причиной протеста, как и в столице, вполне могут быть "нечестные выборы", заключают эксперты.

Дополнительным стимулом для возмущений также могут стать антииммигрантские настроения. В провинции эту проблему не ставят на первое место, больше всего негативных эмоций эта тема вызывает у москвичей и петербуржцев. Однако сторонников ограничения иммиграции больше в регионах, поскольку там реакция на появление чужих проявляется острее. Наглядный пример — конфликт в Пугачеве. Авторы исследования отмечают, что подобные конфликты могут повторяться.

Тем не менее наиболее масштабные протесты могут быть связаны с экономическими проблемами. Любое заметное ухудшение ситуации может стать катализатором. Протестная волна 2011–2012 годов оставила свой отпечаток, и

теперь люди поняли: свои интересы можно защитить на площади.

Таким образом выяснилось, что 34 процента граждан хочет жить при демократии, а 23 процента хотели бы, чтобы была "управляемая демократия". При этом, указывают авторы,

расширение спроса на демократию происходит за счет населения с относительно низкими доходами, а не среднего класса, как этого можно было ожидать.

Однако это еще не означает, что люди тянутся к западным ценностям, заметил Дмитриев, скорее речь идет о запросе на перемены и надежде на справедливость: "В Москве спрос на демократию упал, и не исключено, что сильно. Ухудшение экономической ситуации стало опаснее для власти, чем в 2009 году. Есть очаги протеста в городах-миллионниках. При этом протестность, распределенная в регионах, — тревожный звонок для властей".

Андрей Карев

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter