Баррикада у здания ОГА в Донецке. Фото: obozrevatel.com
  • 11-04-2014 (16:03)

Патовая ситуация

Блогеры о сохраняющемся напряжении вокруг захваченных зданий в Донецке и Луганске

update: 11-04-2014 (16:08)

Срок ультиматума, выдвинутого главой МВД Украины Арсеном Аваковым, истек, но власти пока не спешат со штурмом зданий Донецкой ОГА и Харьковского СБУ, захваченных протестующими. Премьер-министр Арсений Яценюк в Донецке пообещал провести местный референдум о статусе региона и статусе русского языка как официального. Тем временем вокруг захваченных зданий нарастают кольца обороны из все тех же автомобильных покрышек.

Владимир Голышев комментирует согласие Яценюка на проведение референдума как поражение: "Это практически все пункты московского ультиматума (выборы и признание Крыма — понятное дело, изначально были предметом торга). Теперь войска вводить не нужно. Восток и так наш. Без единого выстрела. Путина можно поздравить..."

Дмитрий Голубовский, напротив, считает это предложение проявлением мудрости: "Умница. Украина, все-таки, доживет до выборов. Яценюк выступил за закон о местных референдумах".

"Нужно объяснять, общаться, говорить, проговаривать с людьми, которые не доверяют новой власти. Хоть кто-то оттуда, кроме силовиков, приехал в Луганск, Донецк, Харьков? Хоть кто-то с Майдана попытался поговорить с гражданами своей страны? Ораторов ведь там достаточно. И уважаемые люди тоже среди них найдутся. Какие бы ни были люди "непонятливые" на Востоке, они же с ними в одной стране живут", — считает Юлия Адельханова.

По теме
НОВОСТИ

"На мой взгляд, худший вариант развития событий, который может сейчас сделать Киев — это штурм Луганской СБУ, — пишет Аркадий Бабченко. — Пока никакой народной поддержки засевшим там людям нет. Но как только будет первый труп — она однозначно появится. Действие всегда — всегда! — рождает противодействие. Уж на Майдане это можно было уяснить.

Такие операции можно проводить, когда на сто процентов — не на девяносто девять, именно на сто — уверен в ее филигранности. Но я все ж таки сомневаюсь, что украинские спецслужбы способны сейчас выкурить оттуда людей без потерь. Потому что газ, надо признать, у вас — дерьмо. На себе проверено. А штурмовать вооруженных людей с говенным газом — почти наверняка приведет к эксцессу исполнителя. К стрельбе.
Это недопустимо".

"Согласен с Аркадием — не надо их штурмовать, — пишет Олег Козырев. — Если сами протестующие не начнут агрессивные действия — не стоит вести себя с ними так, как Янукович вел себя с Майданом.

На месте украинских властей я бы сделал следующее — полностью блокировал бы, оцепил здание. В случае поимки иностранцев — депортировал бы их. Граждан Украины бы впускал-выпускал туда-сюда без оружия беспрепятственно. Заглушил бы там мобильную связь, чтобы лишить возможности получать какие-нибудь странные приказы из-за границы. И конечно гарантировал бы всем, кто уйдет оттуда, амнистию. Это, так сказать, комплекс мер безопасности.

Комплекс мер гуманитарный я бы сделал такой.

— впускал бы туда свободно прессу
— поставил бы туда видеокамеры с круглосуточным вещанием по типу Дом-2
— огородил бы все красивым заборчиком и продавал бы билеты туристам — пусть смотрят на достопримечательность
— организовал бы торговлю сувенирами на тему сепаратизма, прибыль направил бы на развитие Украины

Если бы сепаратистов действительно интересовало бы мнение народа, в т.ч. и русского, они бы выдвинули своего кандидата на выборах в президенты Украины, либо бы согласились поддержать одного из кандидатов на своих условиях. Но за протестующими в действительности не стоит народ и они это знают, эти идеи мало кто поддерживает.
А когда тебя не поддерживает народ — ты сидишь один в одном здании и вынужден из себя этот народ изображать.

И кое-что псевдопатриотам, изображающим, что протестующие в Луганске якобы отражают мнение русских. Русские не забудут, что вы их бросили, не хотите знать их мнения и слышать их реальный голос. Вы пришли к русским с оружием и хотите захватом здания бросить к ногам Путина, как добычу. История вам это не простит. И народ русский вам это еще припомнит".

"Ужесточение наказаний за что бы то ни было (чем особенно активно занимаются у нас, практически стандартная реакция на любое событие) вообще обычно глупое дело, а в данном случае — особенно, — пишет Сергей Давидис. — Наказывать надо за насильственные действия и призывы к ним, а не за сепаратизм сам по себе, во-первых, а во-вторых, наказание уже было и усиление его только усиливает противостояние. По-моему, наоборот, сейчас нужна амнистия противникам власти".

"Если у протестующих с российскими флагами в Донецке появление в городе "вежливых вооруженных людей" — заветная мечта, то в Луганске она уже стала реальностью, — пишет Илья Азар. — Причем в отличие от Крыма, где административные здания в марте, скорее всего, захватывали солдаты Черноморского флота РФ, в Луганске обошлись местными кадрами.

Недовольные новой киевской властью в Луганске в прошлое воскресенье сконцентрировали свои усилия на здании Службы безопасности Украины (СБУ) и не прогадали. Внутри их ждал сюрприз (а может, нашлись информаторы): огромные запасы оружия. Точную цифру никто не называет, но сами бойцы говорят более чем о 2000 единицах огнестрельного оружия. Лидеры вооруженного протеста не скрывают, что оружия много, в том числе "серьезного", например, гранатометов. Вопросы о грядущем штурме киевского спецназа, которым периодически грозят восставшему Луганску власти, здесь встречают с уверенной улыбкой.

"Бойцов хватает, — говорит Василий, отвечающий за работу с прессой и поднимает ладонь над головой — берем только людей с военным опытом, из ВДВ, из морской пехоты, прошедших Афганистан и Чечню". Откуда в луганском СБУ столько оружия — неясно, хотя ходят слухи, что его привезли туда для киевского спецназа "на всякий случай". В любом случае штурм, если он все-таки будет, без сомнения, обернется многочисленными жертвами с обеих сторон.

Захватившие СБУ люди который день ведут переговоры с прибывшим из Киева бывшим комендантом майдана, а ныне главой Совета на национальной безопасности и обороны (СНБО) Андреем Парубием. Он, естественно, требует от захвативших СБУ сдать оружие и покинуть здание, обещая им амнистию. Новые обитатели здания, чувствуя свою силу, уходить отказываются наотрез.

Они указывают на герб Украины над сценой: "Видите, символика не поругана". Лидеры захвативших здание СБУ людей утверждают, что они выступают за унитарную Украину и требуют от властей в Киеве провести общеукраинский референдум (а не запрещенный нынешними законами Украины региональный, который прошел в Крыму и который мечтают провести в Донецкой области) о федеративном устройстве и отменить решение о преследовании бойцов Беркута и солдат внутренних войск ("людей которые выполняли свою присягу").

— Мы за целостность Украины, уже даже не смешно и обидно слышать, когда нас [в Киеве] называют сепаратистами. Сепарация — это отделение, а мы ни разу не сказали, что хотим отделиться, — говорят предприниматели.

Удивительно здраво они рассуждают и об амнистии. "Власть совершила ошибку, столкнув людей лбами. Для нас герои все, кто находился на передовой: и ребята [на майдане], отстаивавшие свои идеи, правильные или неправильные, и ребята из внутренних войск, которых родина поставила стоять с щитом. Преступники — те, кто послали туда молодых ребят бросать коктейли и те, кто выставил на баррикады солдат ВВ. Одни сейчас у власти находятся и думать забыли про ребят, а другие и вовсе бежали за границу", — говорят лидеры вооруженного протеста. Они совершенно не похожи на членов так называемого временного правительства Донецкой народной республики — ни по уверенному поведению, ни по отсутствию в захваченном здании бардака, ни по содержанию их речей...

Разговаривают о разном, в основном, конечно, о России, о майдане и о вечных ценностях.

— Мы не хотим, чтобы нами правили гомосексуалы! Нашим девушкам нужно выходить замуж, а за кого они выйдут, если все будут геи?

— Как же я ненавижу этих п***сов, [один из кандидатов в президенты Олег] Ляшко — пассивный, [глава МВД Арсен] Аваков — активный. Зачем нам нужна такая Верховная рада?

...Батюшка уже окропил все помещения СБУ святой водой и не забывает сказать, что и.о. президента Александр Турчинов — баптист, остальные члены правительства раскольники, и все будут наказаны "за содомский грех", "Может, за это нас господь и испытывает [протестами]", — заключает он.

***

Ситуация в Луганске, очевидно, становится патовой. Пойти на требования протестующих киевские власти позволить себе не могут, а штурм напичканного оружием здания обернется кровавой баней. Захватившие здание СБУ люди сдавать оружие не намерены, но что они решат делать дальше, сказать трудно".

"На радио РСН ("Русская служба новостей") в эфир вывели девочку-корреспондентку из Донецка, из захваченного здания администрации, — пишет Александр Мельман. — Она бодро, но очень профессионально отрапортовала, а затем... Оказалось, рядом стоял некий командир подразделения. "Вы можете сказать несколько слов для радиостанции в Москве?". Он смог. "Как вас зовут, можете представиться?", — спросила ведущая в студии. "Конечно, — ответил человек, и представился полным именем, фамилией и отчеством. — Еще вопросы будут? — Скажите, вы из Донецка?. Конечно нет, — ответил человек. Я из города N (он его назвал) Тульской области, из России. — А что тут делаете?. — Помогаю братскому народу восстанавливать независимость". Немая сцена. Занавес. Очевидно, во рту у ведущей пересохло".

"В любом случае напрашивается такая мысль: главная цель все—таки не Крым, а свержение незаконной киевской хунты путем отторжения от власти Киева восточных и южных областей Украины, — пишет Георгий Мирский. — Иначе говоря, не потерять Украину. Мишень, ради которой заварили весь сыр-бор — не Севастополь с Симферополем, а Харьков, Донецк, Луганск, Одесса, Николаев, Днепропетровск, Запорожье, Полтава.

Но ведь сами по себе восточные и южные области от Киева не отпадут, тем более сейчас, когда действия (или просто декларации) Москвы вызвали на Украине естественный патриотический подъем. Симферопольский вариант тут не пройдет, "неопознанные военнослужащие" не помогут. И возникнет опасность того, что "промосковские" элементы обратятся к Путину за помощью, а тогда уже придется в самом деле вводить российские войска. Вот это уже война.

Не вызывает сомнения громадное превосходство российской армии, поэтому не исключено, что киевская власть в свою очередь обратится за помощью к Западу. Естественно, никто военной помощи им не предоставит, войну они проиграют, но по крайней мере часть Украины придется оккупировать на какое-то время. Можно себе представить, к каким моральным, политическим, гуманитарным издержкам для России все это приведет. Видимо, Путин вряд ли пойдет на эти издержки. Вот задача: отобрать у киевской хунты, пытавшейся обвести Москву вокруг пальца, пол-Украины, но сделать это без вооруженной интервенции.

Так вот и появилась "Донецкая республика". Отсюда и пошел тот поток дезинформации, который на нас обрушивает ежедневно телевидение, без конца интервьюирующее людей, ни один из которых не в состоянии привести даже малейший конкретный пример того, как жителей Донбасса или Харькова угнетают, притесняют, бросают массами в тюрьмы и пытают, как их преследуют за русский язык. Обратите внимание: с безумными глазами кричат только: "так больше жить не можем", "нас не слушают", "мы для них быдло, рабы" — и многие, чувствуется, кричат вполне искренне, наболело. Идея овладевает массами. Что может делать Киев? То, что побоялся сделать Янукович: решительно, не считаясь с жертвами, пустить в ход оружие — значит, спровоцировать российскую интервенцию. Пойти на уступки, согласиться на компромисс: пример того же Януковича, да и опыт всех революций показывает — это будет расценено как слабина, противоположная сторона будет бить и бить в точку до полной победы. Если перед населением не только Киева, но всей центральной части Украины возникнет дилемма: или страна полностью расколется на две враждующие половины, и возможна перманентная гражданская война, ведущая к гибели нации, или надо сменить власть, поставить людей, с которыми Москва могла бы иметь дело — тогда многие или даже большинство, скрепя сердце и затаив в душе злобу и к своим и к московским политикам, предпочтет второй вариант.

А может быть и третий вариант: махнуть рукой на мятежные юго-восточные области, которые всегда будут очагом смуты, и по крайней мере сохранить за Киевом ядро страны — запад, юго-запад, центр и северо-восток.

Это раскол Украины, бесславный конец двадцатилетнего эксперимента, который, казалось, претворил в жизнь мечту лишенного государственности народа. Но удержится ли власть, за несколько месяцев потерявшая и Крым, и Донбасс, и весь юго-восток? Да ее сметет волна негодования, порожденная зимой Майданом. Януковичу уже в Киев не вернуться, но во всяком случае достаточно надежные и лояльные товарищи постараются обеспечить и в Раде, и в кабинете министров гегемонию "промосковских" сил. Все остальные, включая крайних, бандеровцев, будут уже безнадежно скомпрометированы.

Если таков стратегический замысел, даже приобретавший очертания поэтапно, под влиянием менявшихся обстоятельств, то логика здесь видна".

Дмитрий Разин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Материалы раздела
  • 22-03-2024 (21:56)

Более 100 человек погибли при теракте в "Крокусе" — ФСБ

  • 28-12-2022 (16:29)

Устроившего стрельбу в пермском вузе приговорили к пожизненному сроку

  • 28-11-2022 (12:02)

Вторжение России в Украину: главное за 28 ноября