Про резкий разворот Лукашенко в Киеве говорят: "батька, конечно, маневрирует". Мол, он всегда так делал: вильнул в строну Запада, выждал, получил отступные у Путина, упаковал бабло в чемодан - и домой в Минск. До следующего раза.
В этот раз он вильнул с еще тeплым евразийским чемоданом в руках. Что как бы не вполне типично. Но дело даже не в этом.
Дело в том, что все эти рассуждения базируются на ложном представлении о том, что Лукашенко всегда один и тот же ("что мы Лукашенко, что ли не знаем!"). Из той же оперы: уверенность в неизменности сырьевого эльдорадо для России, вера в бессмертие Путина, вера во второсортность и ничтожность Украины ("Нет такой страны! Нет такого народа! Нет такого языка!") и мн. др.
Между тем, "последний диктатор Европы" (он с очень характерной усталой иронией в Киеве так себя назвал) - это игрок. Сильный и талантливый. Он провел за шахматной доской 20 долгих и очень непростых лет (намного больше, чем Путин).
Между тем, у каждой партии есть дебют (завоевание и удержание власти), миттельшпиль (формирование устойчивой модели, позволяющей власть пролонгировать) и эндшпиль (красивый уход с гарантиями почетного статуса и личного благополучия до гробовой доски).
Мы привыкли к миттельшпилю и отказываемся верить в то, что партия Лукашенко уже перешла в эндшпиль. А она-таки перешла.
В знаменитом "интервью на ходу" важны не только слова, но и интонация, моторика, взгляд. Внешний вид, в конце концов.
Лукашенко - великий артист. Яркий, харизматичный, с поразительной органикой. Он всегда в образе.
Тот образ к которому мы привыкли - самородок-хитрован. Волевой, резкий, энергичный.
В Киеве мы увидели совершенно другой образ. Образ "осеннего патриарха". Великого человека, утомлeнного солнцем и властью (он постоянно, нарочито вытирал платочком пот со лба). Он перестал подкрашивать волосы. Он старательно демонстрирует старческую сентиментальностью, всюду таская за собой мальчика Колю. Он не агрессивен, не брутален. Он теперь мягкий, почти плюшевый. Совершенно новое для него: "Я недостаточно хорошо знаю ситуацию, чтобы выносить суждения", "я не хочу быть посредником, они разберутся сами" и т.д.
Это всe сигналы. Он даeт понять, что собрался уходить и ждeт интересные предложения от сильных мира сего, имеющих виды на Беларусь.
Адресат его завуалированного послания - уж никак не Путин. В Астане Лукашенко, похоже, последний раз сорвал банк и мысленно поставил на Москве крест. Всe! Больше ему от Путина ничего не нужно. Путин был его основным партнeром-противником в миттельшпиле. В эндшпиле Путин для него совершенно бесполезен. Он ему не может ничего дать. Только отобрать. Российская экспансия набирает обороты. Квази-аннексия Беларуси - вопрос времени. Роль "свадебного генерала" и дача в Барвихе - вот, собственно всe, что может предложить ему Путин.
А что нужно Лукашенко?
Лукашенко нужна "дорожная карта им. генерала Франко".
Лукашенко нужно мировое признание.
Нужно примирение с оппозицией ("пакт Манклоа").
Ему нужен иммунитет от Гааги.
Ему нужен статус пусть неоднозначного, но Великого человека, спасшего и сохранившего Беларусь, Отца нации.
Нужно неспешно с толком с расстановкой построить новую систему власти, которая будет эффективно и бесконфликтно работать после него.
И для всего этого необходима заинтересованность Запада в Беларуси. Да такая, чтоб "кровь из носу".
Раньше Лукашенко заигрывал в основном с Евросоюзом. Реакция была вялая - Беларусь Евросоюзу не сильно нужна. Тем более, с Лукашенко.
Сегодня, на фоне украинского кризиса и резкой актуализации вопроса о самостоятельной интеграции Восточной Европы, в которой крайне заинтересованы США, всe изменилось. Беларусь, находящаяся между Литвой, Польшей и Украиной - ключевой участник восточно-европейского объединения. Можно сказать, его сердце. Нет Беларуси - нет ничего. А это даeт Лукашенко реальный шанс получить всe, в чем он сейчас нуждается.

Вы всe еще думаете, что "Лукашенко никуда не денется", "Лукашенко маневрирует"? Тогда просто следите за новостями...

Владимир Голышев

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены