В Японии, пардон за напоминание, своей нефти практически нет, а вот бензин (к моему глубокому удовлетворению, как автомобилиста) сейчас очень бодро дешевеет. Уже пятнадцать (15) недель подряд.
Причина этого радостного явления предельно проста – довольно быстро и стабильно импортная нефть, которая в страну почти целиком идет гигантскими танкерами с Ближнего Востока. Закупают ее японцы в основном по долгосрочным контрактам, а вот цены пересматривают каждый месяц. Раньше, когда котировки непрерывно лезли вверх, это было очень выгодно арабам, а теперь, к досаде монархов из зоны Персидского залива, такие условия игры играют на руку их дальневосточным клиентам. Цены идут вниз существенно: в октябре за лучшую, элитную нефть из Саудовской Аравии марки Arabian light японцы даже с учетом сильного падения курса иены по отношению к доллару заплатили на 13 процентов меньше, чем год назад.
Удешевление бензина дает немалый стимул всей местной экономике – большинство грузов здесь перемещают на грузовиках, и понижение стоимости этих перевозок влияет на цену всех товаров. Есть и еще один приятный для японцев момент: как было указано выше, иена сейчас очень подешевела по отношению к доллару. Это здорово для тех, кто продает за границей микросхемы и промышленных роботов, "Тойоты", "Хонды", "Панасоники", игровые консоли, томографы и прочие готовые товары. Но выгодная для экспортеров дешевая иена ведет к удорожанию импорта – и в первую очередь тянет вверх цены на отсутствующие в Японии нефть и природный газ. А это потенциально грозило крайне неприятным повышением платы за электроэнергию, что врезало бы по семейным бюджетам всех жителей страны. Но им тут опять повезло – основательное удешевление нефти на мировых рынках сбивает неприятный эффект от падения курса иены, и цены на тот же бензин внутри страны все равно идут вниз.
По многим заграничным меркам, конечно, они все равно высоки: сегодня в Японии за литр бензина regular с октановым числом 90 просят 149,8 иены, 1,3 доллара. Однако важна тенденция – еще в июле цена была на уровне 165 иен.
Кстати, бензиновое счастье наших дальневосточных соседей может распространиться и на очень чувствительную для России сферу – на торговлю сжиженным природным газом (СПГ). Япония – его крупнейший в мире покупатель, она потребляет около 40 процентов мирового производства этого продукта. И, естественно, упорно работает над максимально возможным снижением цен на сжиженный газ.
Только что в Токио прошла очередная всемирная конференция производителей и покупателей СПГ. На ней официальный представитель японского Управления энергетики и природных ресурсов с глубоким, как говорится, удовлетворением сообщил, что примерно с 2016 года страна вступает в революционный период – начинаются массированные закупки из США сжиженного сланцевого газа. Цены на него с самого начала будут на 20-30 процентов ниже тех, которые японцы сейчас платят за СПГ.
Американский сжиженный сланцевый газ, как объявили в Токио, сразу займет примерно 20 процентов японского рынка. И долю эту предполагается расширять, уменьшая зависимость от нестабильного и очень далекого Ближнего Востока.
Токио необыкновенно радует то, что в США и в Канаде готовятся все новые и новые проекты разработки природного газа, они активно продвигаются в Австралии, которая сейчас находится на первом месте среди поставщиков СПГ в страну. Японцы вообще хотели бы сдвинуть баланс в своих закупках с нестабильных арабов на союзных и понятных им англо-саксов. К 2020 году долю Австралии и США в закупках предполагается довести до 60 проц.
В Токио готовы, кстати, увеличивать импорт и из России (сейчас на него приходится примерно 9 процентов японского газового рынка) - благо тот же Сахалин находится буквально под боком. Но для этого нужно построить новые отечественные заводы по производству СПГ, поскольку единственный нынешний на Сахалине и без того в основном работает на Японию. Если это будет сделано, несмотря на санкции и сложности с источниками финансирования, то в Токио в принципе готовы удвоить долю России на рынке. В таком случае к 2020 году она имеет шанс выйти на третье место в списке поставщиков СПГ в Японию после Австралии и США, опередив Канаду и Катар.
Однако в Токио открытым текстом говорят, что будут использовать сланцевый фактор и избыток газа на рынке для дальнейшего снижения цен. Для того, чтобы нынешнее бензиновое счастье постепенно превратилось и в газовое.

Василий Головнин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены