Ещё в начале нулевых годов, когда обсуждалась ситуация с перспективой развития Калининградской области, на различных конференциях и круглых столах автор говорил, что России, а точнее кремлёвскому руководству, нужно определиться, что они хотят получить — непотопляемый авианосец или зону отдыха и расцвета бизнеса и торговли, подобную китайскому Шанхаю. Жирное десятилетие высоких цен на энергоресурсы прошло, и всем стало очевидно — кремлёвские властители склоняются к авианосцу. Как это отразится на жизни людей в некогда процветающей Восточной Пруссии — будут судить историки, а пока судят и выживают жители до недавнего времени единственного российского анклава.

К чему я вдруг сегодня, в годовщину аннексии Крыма, вспомнил об этом? Попробую объяснить. Что такое Крым? Исторически место битв за владение важной стратегической, военной и торговой позицией на Чёрном море. Но это в далёком прошлом. Во второй половине XIX века Крым превращается прежде всего в курорт. Те, кому повезло побывать в Крыму хоть раз, согласятся, что Крым, как и знаменитый Лазурный берег Средиземноморья, самой природой предназначен быть именно курортом, процветающим от туристической индустрии и связанных с ней смежных отраслей (торговая, пищевая, виноделие, сервис и т.д.).

После Второй мировой войны Чёрное море постепенно всё больше теряло своё стратегическое значение и всё больше превращалось в море торговли и отдыха. Болгарское, румынское, турецкое и даже советское послевоенное побережье прежде всего знаменито своими курортами, а не военными базами. Хотя Севастополь как главная база черноморского флота продолжал играть своё особое значение, оставаясь поэтому закрытым городом. Подписание Хельсинкского соглашения подвело черту под итогами периода кровавых мировых войн и окончательно способствовало демилитаризации черноморского бассейна. Крушение социалистического варшавского блока и развал СССР могли продолжить эту тенденцию. Курортные зоны в Болгарии, Румынии, Турции, Украине, Грузии и даже России развивались самым активным образом: мирная сытая жизнь и разрушение железных занавесов и бетонных стен всегда способствует тому, что вначале тысячи, а потом даже миллионы устремляются туда, куда раньше их не пускали — за границу. Именно туризм способствовал постепенному расцвету черноморского региона.

Первыми эту реальность разрушили войны, спровоцированные действиями Звиада Гамсахурдия. Очередного политика, заразившегося бациллой "богоизбранности". Разрушения Сухуми и других мест черноморского побережья Грузии до сих пор являются молчаливым скорбным памятником этой политики, подхваченной Россией из рук почившего в бозе политика в 2008 году. Никакие попытки привлечь массового туриста на пляжи и в здравницы Абхазии, а тем более к горным красотам Южной Осетии, не приведут к успеху. Мировое сообщество — не признающее и никогда не признающее в соответствии с международными договорами и стандартами Хельсинки части отвоёванной у суверенной Грузии территория, своих туристов туда посылать не будет. Как и принимать у себя граждан с непонятными и никем в мире практически не признанными документами граждан непризнанных мировым сообществом стран. На что это обрекает регионы, которые могли бы постепенно двигаться в том же направлении, что начали ещё в 70-е никому не ведомые турецкие или египетские рыбацкие селения, ставшие сегодня известными во всём мире по туристическим справочникам курортами, объяснять думаю не надо. Как долго люди, живущие в этих регионах, будут счастливы подачками с кремлёвского стола и обещаниями процветания и работы на вновь создаваемых военных и военно-морских базах, покажет время. Но думается, что спокойную мирную жизнь и радость от улыбок на лицах туристов никогда не заменят суровые лица "вежливых зелёных человечков". Жалко, что мировое цивилизованное сообщество не поняло уже тогда, к чему может привести вседозволенность нарушения мировых законов. Может быть, если бы поняли, всё бы развивалось по-другому и не было бы сейчас в Европе серьёзной политической головной боли — что делать с этими "вежливыми".* Не было бы сейчас в Европе серьезной проблемы, что делать с проводящейся милитаризацией Крыма.

Весь период с 1991 года, пока Крым оставался украинским, поток туристов, да, не очень богатых, но как муравьи настойчивых, с середины весны и до середины сентября на стареньких "жигулях" и "москвичах", а также на подержанных "трофейных" иномарках, приобретённых на вторичных автомобильных мировых рынках, — тянулся в Крым. Через керченскую переправу — меньше, по сухопутной украинской степи — больше. Чуть длиннее, но зато без пробки на переправе. Для россиян, массовых, а не "кремлёвских", отдыхать в Украине, наслаждаться и кормиться от пуза при разнице курса гривны и рубля — дело было доступное и приятное. Россиянам не мешали даже возникающие порой волнения между коренным народом Крыма, изгнанным советским режимом — крымскими татарами — и другими народами, кого постигла участь народа-врага СССР и в послевоенное время туда заселёнными. Солнце, море, виноград, минеральные грязи и многое другое делали своё дело. Тела и души покрывались солнечным загаром удовольствия и счастья. Пусть не царского, но очень человеческого. Кому всё это мешало?

Оказывается, были и такие. Правда, не в Крыму, а в Кремле. Пророссийско ориентированные политиканы и сепаратисты на выборах в крымский парламент во времена Украины набирали проценты на грани статистической погрешности. Это были реальные проценты, а не дутые "чуровские" цифры. Кончался 2013 год. Понаехавшие кремлёвские пропагандисты-агитаторы заморочили людям голову тем, что их придут выселять "западенцы". Что они заставят всех говорить только по-украински, причем не только на госработе на которой в Крыму всегда было занято совсем мало процентов местного населения, но и на рынке и дома. На рынке и дома каждый говорит на том языке, который лучше понимает! Потом, пользуясь расположением согласно украинско-российскому договору в Севастополе военно-морской базы, через неё стали просачиваться и распространяться, как лишай по лесу, "вежливые, но очень конкретно вооружённые человечки". Пропагандисты увещевали: "Под Россией вам будет лучше" — а "человечки" просто убеждали видом "калашникова" и тому подобных аргументов, что пропагандисты говорят правду. Всем будет жизнь, как на Рублевке! Странно, в большинстве регионов России рублёвок нет, и уж абсолютное большинство её заборы и миллионные особняки в глаза не видело, разве только на разворотах криминальной или гламурной хроники. Но поверить в сказку человеку порой очень хочется, и многие в Крыму поверили. Нужно признать, что операция была проделана лихо. Даже оккупация трёх свободных Балтийских стран в 1939 году проходила сложнее. Внучки в кавычках и без таковых кремлёвских правителей 30-40-х годов совершенствуют их мастерство. 16 марта день аннексии Крыма приравняли к 9 мая. Салют, парад, "ночные волки" и огненное шоу, очередная кремлёвская национализация и паспортизация, и, как следствие, падение потока туристов и отдыхающих во много раз. Даже операция "Всем силовикам и госслужащим — отдыхать только в Крым!" дело не спасает.

Люди голосуют не только руками и головой, часто куда более сознательно они это делают ногами. Отдыхать на военных базах большинство не хочет. Вино и виноград тоже не становятся лучше от соседства военных горюче-смазочных материалов. Крым всё больше превращается в непотопляемый авианосец, а жители — в заложников агрессивной политики Кремля. Пойдёт ли к лицу крымчанам, россиянам, гражданам Украины и Европы "ядерный загар", покажет время.

Хочется, очень хочется надеяться, что праздник воссоединения Крыма с Россией просуществует не дольше праздника воссоединения родины фюрера с Третьим рейхом. Тогда цветов и салютов тоже было много, но протрезвление наступило быстро. Ядерное и многие другие современные вооружения тогда были ещё только в первичных формулах. Есть у нас, у людей, в мире столько же времени, чтобы понять, что происходит? Не уверен. От солнечного загара предохраняются кремом. От ядерного нужно предохраниться разоружением Крыма. Если мы это не поймём — опасность "ядерного загара" может стать реальностью, и совсем не вежливой. "Ядерный загар" может стать опасной реальностью.

 

* "Вежливые зелёные человечки" общепринятый термин, означающий военный спецназ РФ, обеспечивающий аннексию Крыма.

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter