И еще немного про президента Сукарно, невообразимого, невероятного творца страны Индонезии, - ведь в этом году исполнилось 45 лет с его кончины. И на сей раз не про бесконечных жен этого колоритнейшего персонажа и даже не про его экзотические встречи с Хрущевым на тропическом острове Бали.

Помимо всего прочего Сукарно был видным теоретиком концепции "направляемой демократии", которая, правда, возникла задолго до него и продолжает прекрасно жить в различных концах планеты по сей день. Великий Сукарно учил без затей - демократия западного типа, возможно, и не столь плоха во всяких Амстердамах, но нам не подходит. Ну, не учитывает она нашей национальной души, традиций и размаха. От выборов всяких, оппозиции и правящей партии, подсчета голосов только живот болит. Нужно, говорил Сукарно, брать пример с деревни - там собираются мужики, все обсуждают и полюбовно решают дела. Без всяких раскалывающих народ голосований, а дружно. А если забуксуют - то всех рассудит самый авторитетный и опытный человек в деревне, а теперь и во всей стране. Ну, как вы догадались, имелся в виду сам великий Сукарно.

Парламент, созданный поначалу по западному образцу, распустили и собрали новый. Половину прямо назначил мудрый Сукарно, а другая половина пошла от профессиональных групп населения. Ну, почти как у Муссолини. Или потом у Каддафи - такой обычный фашизмик.

У Сукарно все получалось здорово, но уверенности он не чувствовал - боялся, что народ его разлюбит. Поэтому вел войны - мелкую с Западом в лице довольно хилой бывшей колониальной хозяйки Голландии, у которой отнял последние владения в регионе. И затяжную гибридную с соседней и родственной Малайзией, где основная часть населения говорит практически на том же языке и вообще очень близка по культуре. Но Малайзию Сукарно не без оснований подозревал в желании уйти в лагерь Запада и, поэтому, пытался ее расколоть, взбунтовать и развалить. Засылал как бы добровольческие отряды освобождения, устраивал теракты. Но ничего не добился.

Еще Сукарно занимался спортом, чтобы народ был весел и доволен. Строил гигантские стадионы, провел пышные Азиатские игры, поругался с Международным Олимпийским комитетом и пытался проводить альтернативную антиимпериалистическую Олимпиаду. Экономику разорил, западные компании выгнал или захватил, из страны сбежали иностранные специалисты.

Боялся военного переворота и для баланса сближался с прокитайскими коммунистами, готовившими в Индонезии эксперимент по типу того, что потом Пол Пот учинил в Камбодже. Сукарно маневрировал, вилял, всем надоел и был смещен. Индонезия стала резко сближаться с Западом, в нее потекли инвестиции, народ стал жить веселее и богаче. А от "направляемой демократии" (правда под другими названиями) новые хозяева страны не отказались - мягкий фашизмик им тоже пригодился.

Василий Головнин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены