Уже давно стал очевидным тот факт, что чекистский ареопаг Кремля превратил "национальное достояние" – концерн "Газпром" не только в свою кормушку, но и орудие претворения в жизнь своих авантюристических внешнеполитических планов.

Помимо выдвижения на передний план энергетического фактора, такие с позволения сказать приемчики, как "вам можно, а нам нельзя?", "на себя посмотрите" стали фирменным стилем дипломатии по-путински – определять действия Кремля на международной арене, заменив тем самым цивилизованные инструменты построения отношений на феодальные методы достижения целей с помощью демонстрации силы.

Тем не менее, попав под американо-европейские санкции из-за агрессии против Украины, путинскому режиму все труднее использовать "Газпром" как орудие давления на Евросоюз – основного потребителя российского природного газа и главного источника валютных поступлений в бюджет. Свидетельством этому служит отказ Брюсселя от проекта "Южный поток", который, по "милости" Путина, так и не смог трансформироваться в "Турецкий поток", а также безуспешные попытки со стороны "Газпрома" навязать европейцам "Северный поток-2".

В этих условиях газовые "стратеги" в Москве устремили ненасытные взоры на регионы Южного Кавказа, Каспийского бассейна и Центральной Азии, которые, наряду с запасами углеводородного сырья, в складывающихся новых геополитических реалиях рассматриваются Кремлем как объект манипулирования в противостоянии с Западом.

По поступающей информации, в последнее время участились контакты руководства "Газпрома", в частности, с Грузией и Азербайджаном на предмет увеличения закупок этими республиками российского газа. На сайте "Газпрома", можно найти сообщения о многочисленных встречах главы российского монополиста А. Миллера с министром энергетики Грузии, через которую поставляется голубое топливо в Армению. Тбилиси, потребляющему главным образом азербайджанский газ (2 млрд. куб. м в год), наряду с увеличением транзита в Армению, а через нее и в Иран, "Газпромом" предлагается также еще большие объёмы для внутреннего потребления, которые не превышают 300 млн. куб. метров.

Если с Грузией пока все остается на уровне переговоров, то с Азербайджаном в сентябре 2015 года между ООО "Газпром экспорт" и "Азербайджанской метаноловой компанией" (AzMeCo) подписан среднесрочный договор купли-продажи на поставку из России газа в объеме до 2 млрд. куб. м в год.

Москва надеется на увеличение этого объёма и по сообщению пресс-службы "Газпрома", накануне Нового года в Санкт-Петербурге состоялась рабочая встреча А. Миллера и главы Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Р. Абдуллаева. Участники встречи обсудили текущее состояние двустороннего сотрудничества в газовой сфере. Особое внимание было уделено вопросу экспорта в Азербайджан российского газа. В частности, была рассмотрена возможность увеличения поставок с учетом перспективы роста потребления природного газа в республике.

Как видим, Кремль пытается вбить клин между Баку и Тбилиси и полагает, что наступил благоприятный момент как для геополитического прорыва в Закавказье, так и для возможности "влезть" в экспортные потоки каспийских энергоресурсов, в которых пока доминирует Азербайджан при участии Грузии и Турции, а также проявляет интерес и Иран, ожидающий окончательное снятие международных санкций. Все эти потоки нацелены на Европу, где с некоторых пор не очень жалуют путинскую Россию.

Что касается центральноазиатского региона, то и здесь "Газпром" действует по схожей схеме: разделяй и властвуй. Так, по сообщениям информагентств, Государственный концерн "Туркменгаз" получил уведомление от ООО "Газпром экспорт" о том, что с января "Газпром" прекращает прием туркменского природного газа. Комментируя это, пресс-служба "Туркменгаза" отметила, что "в основе такого решения лежит изменившаяся конъюнктура на международном газовом рынке, а также отдельные экономические и финансовые вопросы, возникшие у "Газпром экспорта". При этом отмечается, что "Туркменгаз" готов к проведению переговоров с ООО "Газпром экспорт" по широкому комплексу вопросов, связанных с хозяйственными связями между двумя экономическими субъектами.

Одновременно с этим сообщением, со ссылкой на Миллера, появилась информация о том, что "Газпром" в 2016 году намерен увеличить закупки газа у Узбекистана. Отвечая на вопрос журналистов, подтверждает ли он появившуюся информацию о договоренностях с Узбекистаном, достигнутых в конце декабря прошлого года, об увеличении закупок узбекского газа, Миллер сказал: "Да, подтверждаю. Мы высоко оцениваем результаты переговоров, достигнутые с нашими узбекскими друзьями. Узбекистан – наш надежный партнер в газовой сфере, и мы и дальше продолжим развивать наше взаимовыгодное сотрудничество. И, совершенно естественно, объемы закупок узбекского газа в этом году возрастут".

Таким образом, налицо стремление Москвы "убить двух зайцев": с одной стороны, "наказать" Ашхабад за его неуступчивость в затянувшемся споре за поставленный в Россию газ, а с другой – посеять недоверие между двумя соседними странами, которые и без того и имеют непростые отношения. Противоречия между "Газпромом" и "Туркменгазом"существуют давно и в 2015 году они достигли апогея. В частности, Ашхабад обвинил "Газпром" в том, что тот, с начала 2015 года, не платит по своим долгам перед госконцерном "Туркменгаз" за поставленные объемы природного газа. В свою очередь, "Газпром" а июне 2015 года обратился в Стокгольмский арбитраж с иском к "Туркменгазу" по поводу пересмотра цены газа.

Следует учитывать тот факт, что Туркменистан обладает самыми крупными запасами природного газа среди стран Центральной Азии и с объёмом резервов в 13,7 трлн. куб. м этого сырья занимает шестое место в мире. В последние годы руководством страны проделана большая работа по диверсификации экспорта газа, которая подняла самостоятельный статус Ашхабада на мировом энергетическом рынке. Ранее туркменский газ попадал, в частности, на европейский рынок исключительно при посредничестве "Газпрома", который получал многомиллиардные прибыли на его перепродаже.

В настоящее время основным покупателем туркменского газа является Китай, на который приходится 60% всего китайского импорта. В 2014 году из Туркменистана в Китай было поставлено свыше 25 млрд. куб. м сырья, а в 2015 году, по предварительными данным, ожидается увеличение этого объема до 40 млрд. куб. метров. По мнению авторитетных источников, Туркменистан в перспективе останется главным поставщиком природного газа в КНР, несмотря на планы Пекина по расширению сотрудничества в газовой сфере с Россией и Мьянмой.

Другим покупателем туркменского газа выступает Иран, который использует его для внутренних нужд в качестве возмещения объёмов этого сырья, идущих на экспорт в соседнюю Турцию. Между двумя странами существует контракт на поставку в Исламскую республику до 10 млрд.куб.м газа ежегодно.

Самостоятельность Ашхабада в газовом вопросе естественно вызывает нескрываемое раздражение в Москве, особенно в связи с далеко идущими планами по расширению экспорта "Газпрома" в Китай. Существование у Туркменистана стабильных рынков сбыта природного газа и наличие перспективных проектов по расширению экспорта, в частности газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), говорят о том, что попытки Москвы наказать Ашхабад отказом закупать газ вряд ли серьёзно повлияет на его энергетические планы. Тем более, в прошлом году из Туркменистан в Россию было поставлено всего лишь 4 млрд.куб.м жидкого топлива.

Не исключено, что давление на Ашхабад имеет целью "достать" и несговорчивую Турцию, которая упорно не собирается извиняться перед Путиным за сбитый СУ-24. После введения Кремлем антитурецких санкций бывший "друг" Путина Эрдоган слетал в Ашхабад, где заручился поддержкой Аркадага по участию в реализации двух проектов – Транскаспийского газопровода и Трансанатолийского газопровода, по которым через Турцию в Европу потечет азербайджанский и туркменский газ.

Что касается планов "Газпрома" в Узбекистане, то, с учетом постоянных колебаний Ислама Каримова, эту республику с большой натяжкой можно назвать надежным партнером России как в политическом, так и в экономическом отношении. А каковы его возможности в газовой сфере, и есть ли лишний газ у узбеков, которые, кстати, также поставляют его в Китай, Миллер почему-то умолчал.

Так что, не исключено, что в результате очередной выходки "Газпром" вместе со своим кремлевским патроном вновь окажется в положении "унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла".

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter