25 – 26 апреля в Москве находился президент Узбекистана Ислам Каримов. Был подписан ряд двусторонних документов, которые, по большому счёту, не совсем соответствовали высокому президентскому уровню.

Тем более, что наиболее важное соглашение – "Об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств" и его реализация – списание 865 млн. долл. долга Ташкенту состоялись до приезда Каримова: 5 апреля Путин подписал Федеральный закон о ратификации этого соглашения.

Понятно, что Каримов приезжал в Москву не для подписания второстепенных соглашений, которые, скорее всего, были антуражем для необходимого в таких случаях наполнения визита главы государства. Из заявлений для прессы больший свет на прошедшие переговоры в Москве проливает выступление Каримова, несколько раз подчеркнуто поблагодаривший Путина за приглашение посетить Москву.

На фоне его рассуждений о важности и необходимости поставок в Россию сельхозпродукции, развитии русского языка в Узбекистане и сотрудничестве ВУЗов двух стран выделялась, прежде всего, тревога по поводу возрастающих угроз со стороны Афганистана

Между тем в выступлении Путина ни слова не сказано об Афганистане. Как бы ни камуфлировал дифирамбами узбекскому гостю и двусторонним отношениям хозяин Кремля перед журналистами истинную причину приезда Каримова, он все же не смог скрыть того факта, что центральной темой первого дня переговоров в Кремле был Афганистан. Это фактически подтвердил Лавров, который спустя два дня в Пекине на встрече министров иностранных дел стран-участниц Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии заявил об опасности роста влияния Исламского Государства (ИГ) в Афганистане.

То, о чем не сказал в Кремле Путин, ясно выразил Лавров, который подчеркнул, что "особую тревогу вызывает рост влияния и численности сторонников ИГ в Афганистане, усугубляющий и без того непростую обстановку в сфере безопасности", – сказал российский министр. Готовы продолжать конструктивное сотрудничество с Кабулом в интересах обеспечения стабильности в Афганистане, освобождения этой страны от терроризма и наркоугрозы".

Не напоминают ли лавровские слова "конструктивное сотрудничество с Кабулом в интересах стабильности в Афганистане" знакомую риторику Кремля перед началом военной операции в Сирии, предпринятой в сентябре прошлого года? Москва давно уже на разных уровнях стращает Центральноазиатские государства угрозой ИГ из Афганистана, как будто бы талибы, терроризирующие эту страну, являются меньшим злом, чем ИГ.

Вполне очевидно, что под сурдинку новой угрозы в лице ИГ Москва стремится расширить свое военное присутствие в Центральной Азии. На этом пути возникают проблемы. В частности, вечно колеблющийся Узбекистан с Каримовым, который, дескать, не желает получать помощь и поддержку России в отражении угрозы, исходящей из соседнего Афганистана.

В сентябре прошлого года на заседании Совета глав государств Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Путин многозначительно подчеркнул, что Таджикистан, граничащий с Афганистаном, всегда может рассчитывать на помощь России. Это был намек Каримову, который из-за приостановки членства в ОДКБ в 2012 году, мол, пусть сам разбирается с талибами, а заодно и с запрещенным Исламским движением Узбекистана (ИДУ), попил много кровушки во время печальных Андижанских событий.

Дело в том, что президент Узбекистана И. Каримов после распада СССР был долгое время неудобным и непредсказуемым партнёром, подобно флюгеру, метавшемуся между Вашингтоном и Москвой. Трагические Андижанские события 2005, когда Каримов обратился за помощью к Путину послужили поворотным пунктом в отношениях двух стран. Тем не менее, узбекский лидер остаётся достаточно независимым и склоняющимся больше к построению отношений на двусторонней, чем на многосторонней основе, хотя в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) Узбекистан входит, но демонстрирует достаточное вялое участие в СНГ.

Путин, избравший в последнее время стратегию противостояния с Западом и все время ищущий для этого различные поводы, рассматривает Афганистан, наряду с Украиной и Сирией, как один из очагов этого противостояния. Из его отдельных выступлений видно, что он считает уход советских войск из этой страны большой ошибкой и по всей вероятности не прочь эту "ошибку" исправить.

Для реализации своих планов по Афганистану-2 Путин заинтересован заполучить, наряду с Таджикистаном, ещё одно центральноазиатское государство – Узбекистан, находящийся к тому же в подбрюшье другого важнейшего региона – Южной Азии и играющий, таким образом, ключевую роль в обеспечении глобальной безопасности в этом громадном ареале. Роль Узбекистана в процессе обеспечения трансрегиональной безопасности возрастает в связи с выводом американских войск из Афганистана и неопределенностью в будущем этой, традиционно неспокойной, страны.

Однако и на этот раз Каримов в своем фирменном стиле "ни вашим , ни нашим" достаточно противоречиво высказался по афганской проблеме и перспективах российского участия в её решении: "В присутствии и журналистов, и наших друзей хочу сказать однозначно, что есть определенные попытки найти решение афганского вопроса без России. Считаю, что это в принципе, даже не хочу останавливаться на этом вопросе, в принципе неверно".

В то же время, он предостерег Москву от повторения ошибки. "Учитывая уроки истории, недавней истории, важно не допустить вовлечения ШОС в военно-политические процессы в этой стране, которое может ошибочно восприниматься не только в Кабуле, в Афганистане, но и далеко за пределами Кабула, Афганистана и практически всем мировым сообществом как готовность государств – членов ШОС (а мы оба являемся государствами – членами ШОС) взять на себя полноту ответственности за урегулирование афганского кризиса. Это было бы глубоко ошибочное мнение, когда афганскую проблему хотелось на кого-то взвалить, а потом задним числом говорить об успехе или неуспехе этой проблемы. Думаю, что такой подход, такое желание – "пришёл – увидел – победил" – в условиях Афганистана абсолютно невозможно", – недвусмысленно подчеркнул Каримов.

Таким образом, узбекский лидер остаётся верен себе и своим спичем в Кремле призвал осторожно, с учётом всех факторов подходить к сложной афганской проблеме. Характерно, что он, говоря об Афганистане, ни разу не коснулся проблемы роста угрозы именно от ИГ, исходящей из этой страны, о чем постоянно твердят в Москве. А вот о талибах упомянул, отметив важность возобновления переговорного процесса между правительством и движением "Талибан".

Не исключено, что кремлевские "стратеги", включая "вездесущего" Лаврова, списанием долга Узбекистану и широкими возможностями для экспорта узбекских овощей и фруктов в Россию (о чем, кстати, с удовлетворением говорилось в Кремле) надеются получить лояльность Каримова по стратегическим вопросам. В первую очередь – дальнейшее расширение влияния в Центральной Азии, включая, прежде всего, афганское направление.

Между тем, хотелось бы напомнить этим "стратегам" о том, что слово "узбек" (озбек) в переводе означает "сам себе господин", "хозяин себя". Останется ли президент Каримов верен этой историко-лингвистической идентификации узбекского народа покажет время.

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter