Накануне нынешних Олимпийских игр, проходящих в Бразилии, многих волновал вопрос, стоит ли ожидать очередного "сюрприза" Путина. Ведь приходили на ум предыдущие военные "олимпийские" акции России: так, война с Грузией в 2008 году случилась во время Олимпиады в Пекине.

Тогда за несколько недель до обострения сообщалось об инцидентах с военными и переброске войск как в Южной Осетии, так и в Грузии. А в последний день зимней Олимпиады-2014 в Сочи Путин положил начало российской аннексии Крыма и дальнейшей дестабилизации обстановки в Украине.

Теперь же, как сообщают прокремлевские СМИ, Путин распорядился о введении дополнительных мер безопасности для Крыма, якобы из-за провокаций со стороны Украины, а также ускорении планов по расширению авиабазы в сирийском Хмеймим. Ставится задача по реконструкции инфраструктуры базы, создав возможности для размещения там тяжелой авиации и постоянного контингента.

Эти две, на наш взгляд, взаимосвязанные акции нацелены, прежде всего, на "проверку на вшивость" Запада, прежде всего США, с которыми, в частности, регулярно "договариваются" о совместных действиях в Сирии.

Между тем, можно предположить, что если обострением ситуации вокруг Крыма Путин надеется обескуражить западные страны, входящие в так называемую нормандскую четверку, то созданием полноценной базы в Сирии он провоцирует прежде всего аравийские монархии, пытающиеся свергнуть Асада.

Обращает на себя внимание тот факт, что сообщения о расширении авиабазы в Хмеймим появились сразу же после встречи Путина с Эрдоганом, также являющимся противником Асада. Кремль стремится ослабить международную антиасадовскую коалицию во главе с Саудовской Аравией и Катаром, выбив из нее Турцию. Не исключено, что Эрдоган в Питере не возражал против расширения российского военного присутствия в Сирии и укрепления базы в Хмеймим, что может означать начало эволюции его сирийской политики.

Как сообщали "Известия", бравирующие своей приближенностью к Кремлю, Россия планирует создать в Сирии полноценную военную базу и разместить там постоянный контингент ВКС. Об этом "Известиям" рассказал первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне Франц Клинцевич.

"На момент ввода российских ВКС в Сирию вооруженные силы этой страны были достаточно серьезно деморализованы, – приводит газета слова известного ястреба-сенатора Клинцевича, – а наша поддержка позволила восстановить боеспособность. Разведывательная и огневая поддержка со стороны ВКС позволяет успешно решать стоящие перед сирийской армией задачи. Россия понимает, что если не принимать мер, масштабная террористическая угроза доберется и до нее. Надо что-то делать, а договориться о совместных действиях с Западом не удается, поэтому идет укрепление отношений с региональными игроками – Сирией, Ираном, Ираком."

Исходя из логики "специалиста по борьбе с терроризмом" Клинцевича созданием и укреплением военных баз на территории Сирии теругроза не доберётся до России. Видимо, укрепление отношений с другими региональными игроками Ираном и Ираком (!?) также предусматривает создание военных баз. Здесь уже "знание и опыт" Клинцевича распространяются и на регион Ближнего и Среднего Востока.

А не задавали ли известинские журналисты Клинцевичу вопрос о финансировании расширения авиабазы в Хмеймим – наиболее актуальный вопрос в условиях экономического кризиса в России и хронической нехватки средств в бюджете. Судя по материалу "Известий, клинцевичей и прочих деятелей Минобороны РФ, к которым также имеют "эксклюзивный" доступ известинцы, этот вопрос особо не интересует. Ведь на повестке дня стоят не просто задачи "отдаления" от России теругрозы, а прежде всего удовлетворение "геополитических амбиций" нынешнего хозяина Кремля, озабоченного якобы возвращением страны на Ближний Восток.

Однако такое "авиабазовое возвращение" вряд ли будет способствовать нормализации ситуации в Сирии и на Ближнем Востоке в целом, где, с наряду с "клинцевическими игроками", находятся и другие важнейшие государства, в немалой степени определяющие баланс сил в этом сложнейшем и взрывоопасном регионе. И подходить к изменению этого баланса с помощью увеличения и расширения военной составляющей лишь приведёт к дальнейшей эскалации напряженности и усилении религиозно-политического противостояния в этом регионе.

Думается, что Саудовская Аравия, с которой, по словам Лаврова, у Москвы "добрые отношения", уже ответила на это олимпийское обострение Путина, планы Кремля по расширению военного присутствия в регионе и укрепления отношений с шиитскими режимами, о которых говорил Клинцевич.

После долгого перерыва ВВС возглавляемой Саудовской Аравией суннитской коалиции впервые за последние пять месяцев нанесли авиаудар по столице Йемена Сане. Напомним, что этот населенный пункт контролируется повстанцами-хуситами, которых поддерживает Иран.

Из-за авианалета была прекращена деятельность международного аэропорта Саны. Бомбардировке подверглись президентский дворец, расположенные в столице военные казармы, а также база Республиканской гвардии рядом с аэропортом. Вполне вероятно, что речь может идти о подготовке к новому наступлению на Сану, которая уже больше года находится под контролем шиитов.

А Олимпийские игры в Рио, тем не менее, продолжаются.

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter