Поражение Хиллари Клинтон, с которой связывались надежды на отпор Путину, к сожалению, усугубляется и неопределенностью в этом вопросе другого политика-женщины — Ангелы Меркель, канцлера страны, во многом определяющей способность Евросоюза реально противостоять кремлевскому авантюристу.

Эта способность определяется прежде всего формированием единства в отношении выработки согласованной энергетической политики ЕС, с целью сузить финансовые возможности Кремля, которые во многом завязаны на экспорт природного газа. Речь идет о существующих разногласиях в рядах ЕС относительно новых проектов, которые "Газпром" пытается навязать Европе — так называемые "Турецкий поток" и Северный поток — 2". Причем оба этих проекта, помимо экономической составляющей, имеют еще и политическую подоплеку — обеспечить прокачку газа в Европу в обход Украины, навсегда лишив ее важнейшего статуса транзитной страны.

Стремлению убить "двух зайцев" Кремлю — расширить финансовую "мошну" и наказать Украину — как ни парадоксально, способствует канцлер Германии А. Меркель своей поддержкой "Северного потока — 2". Такая позиция канцлера, которая представляет свою страну в так называемом Нормандском формате по урегулированию ситуации в Украине, не поддается логическому объяснению. Если, конечно, отбросить версию о том, что Меркель, возможно, хочет повторить своего предшественника Шредера, который после завершения политической карьеры нанялся в газовые обслуги к Путину.

Напомним, что соглашение по "Северный потоку — 1", который вступил в строй 2012 году, было заключено во времена канцлерства Шредера, в 2005 году. После ухода в отставку Шредер был назначен председателем правления компании Nоrd Stream AG — владельца и оператора "Северного потока", став тем самым наиболее влиятельным лоббистом политических и экономических интересов "Газпрома" и Путина в Германии и Европе.

Недавно Шредер был назначен и главой консорциума, подписавшего соглашение по строительству "Северного потока — 2", куда вошли австрийская компания OMV, французская Engie, германские Uniper и Wintershall, британо-голландская Shell. Планируется запустить этот проект, мощностью в 55 млрд кубометров газа в 2019 году, удвоив тем самым суммарный объем прокачиваемого по двум труба газа из России в Германию.

Между тем двойственная позиция Меркель, призывающей с одной стороны занять "жесткую позицию" по отношению к России, с другой — фактически продолжающей курс Шредера, подвергается все большей критике как в Германии, так и за ее пределами.

Так, на прошлой неделе авторитетное германское издание Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) опубликовало статью "Северный поток — 2": сопротивление трубопроводу Путина растет".

Ведущие немецкие политики от партии зеленых и ХДС выступили с критикой в адрес канцлера Германии Ангелы Меркель и ее предшественника Герхарда Шредера, сообщает, в частности, FAZ. Они упрекнули главу правительства в том, что она не поддерживает восточноевропейские страны в их протесте против "Северного потока — 2". А Шредера осудили за то, что он помогает Москве продавать энергоресурсы, "доходы от продажи которых идут на экспорт войны".

Европейская комиссия относится к проекту "Северного потока — 2" с настороженностью, внимательно проверяя правовую сторону вопроса, пишет автор статьи Маркус Венер. Немецкое же правительство выступает за то, чтобы реализовать газовую сделку с Россией в полном объеме. Однако из-за "бесцеремонных военных действий России в Сирии и на востоке Украины критических голосов в Германии становится все больше, отмечает он.

Громче всех против российско-немецкого газового проекта выступают политики от Зеленой партии. При этом они не жалеют критики в адрес бывшего канцлера ФРГ Шредера, который лоббирует "Северный поток — 2". "Герхард Шредер помогает экспорту российских энергоресурсов, доходы от продажи которых идут на экспорт войны. Он непоколебимо продолжает это делать даже в тот момент, когда весь мир возмущен той ролью, которую Россия играет в Алеппо. Невероятно, что бывший канцлер Германии занимает такую позицию, — заявил немецкий депутат от партии "Зеленые" в Европарламенте Райнхард Бютикофер.

Позицию "зеленых" разделяют и политики Христианско-демократического союза (ХДС), а также Христианско-социального союза (ХСС), продолжает издание. Один из них, председатель комитета Бундестага по внешним делам Норберт Рёттген (ХДС) старается не допустить расширения русско-немецкого газового партнерства. "Агрессивные действия России на Украине и военные операции в Сирии не могут оставаться без последствий. Нельзя поощрять нарушения международного и военного права, заключая сделки с Россией, — заявил он.

"Шредер участвует в проекте "Газпрома" в первую очередь для того, чтобы обеспечить "Северному потоку — 2" поддержку СДПГ / /(Социал-демократическая партия Германии)", — считает Бютикофер. Рёттген называет бывшего канцлера "гарантом" помощи со стороны социал-демократов. (Министр экономики Германии Зигмар Габриель представляет СДПГ — прим. автора).

Впрочем, Меркель также не выступает с открытой критикой российско-немецкого проекта. Напротив, она утверждает, что он служит только частным экономическим интересам. Это означает, что она не поддерживает восточноевропейские страны в их протесте против строительства газопровода, делает вывод Венер.

"Позицию немецкого правительства, что "Северный поток — 2" — это частный экономический проект, который никак не связан с политикой, я нахожу неприемлемой и провокационной", — заявил Рёттген. По его словам, новый газопровод "затрагивает интересы безопасности Польши, Украины и стран Балтии". Если их игнорировать, это может привести к дальнейшему углублению раскола внутри Евросоюза, предостерегает политик.

Если газопровод будет расширен, то Россия сможет перекрыть транзитный маршрут, пролегающий через Украину, поясняет издание. Жители Восточной Европы опасаются, что в этом случае Москва станет перекрывать газовый кран тем соседям, которые будут проявлять непокорность. Польша, страны Балтии и Украина боятся, что станут "заложниками энергетической политики России". В отличие от СССР, Россия сделала энергию своим внешнеполитическим оружием", — считает Бютикофер. "Снизить зависимость от российских нефти и газа — это цель энергетической политики всей Европы. "Северный поток — 2" прямо противоречит этой цели", — подчеркнул, в свою очередь, Рёттген.

Подобная резкая критика "Северного потока — 2" и поддерживающих его двух канцлеров со стороны германских политиков еще не означает, что этот проект будет заморожен, как в свое время был заблокирован "Южный поток". Многое зависит от развития внутренней политической ситуации как в Германии, так и соотношения сил внутри Евросоюза, где, к сожалению, пока четко не определились с приоритетами энергетической стратегии, а лишь декларируют необходимость уменьшения зависимости от "Газпрома".

Эволюция позиции Меркель будет определяться в немалой степени ее способностью в дальнейшем формировать правящую коалицию. Дело в том, что на региональных выборах в сентябре этого года партия Меркель ХДС потерпела поражение. Это означает, что результаты региональных выборов могут повлиять на решение Меркель пойти на четвертый срок на всеобщих выборах в 2017 году. Характерно, что, согласно последним результатам соцопросов, около половины граждан Германии не хотят видеть ее на посту канцлера.

Что касается Брюсселя, то успех противников "Северного потока — 2", несмотря на активную лоббистскую деятельность Шредера, связан и с перспективами реализации наиболее реального конкурента северного маршрута экспорта российского газа — так называемого мегапроекта "Южный газовый коридор" (ЮГК), включающего в себя ряд проектов по доставке в Европу газа с Каспийского бассейна и близлежащих месторождений Среднего Востока. Однако слабое место ЮГК — это проблемы безопасности, которые обострились в последнее время из-за известных событий в регионе и главном транспортном коридоре этого проекта — Турции.

Все это говорит о том, что у "Северного потока — 2" есть немало шансов на практическую реализацию. Переплетение комплекса взаимозависимых факторов объективного и субъективного характера пока позволяет Кремлю с помощью своей кормушки "Газпрома" продолжать свой агрессивный курс, в решающей степени обусловленный его финансовыми возможностями.

Реальное непротиводействие этому курсу со стороны таких действующих политиков, как Меркель, и разброд в ЕС, а также пропутинские заявления новоизбранного президента США не только обеспечивают эти возможности, но и способствуют их потенциальному расширению и, соответственно, продлению жизнедеятельности чекистского режима.

Поэтому, к сожалению, по всей вероятности, придется еще долго ждать внешнеполитического поражения обанкротившегося опасного путинского режима как главного условия его падения, о чем говорят некоторые российские оппозиционеры. Видимо, необходимо все же заниматься формированием и расширением внутренних факторов сопротивления, что представляет собой более трудную задачу для оппозиционных сил в условиях безразличия большинства населения к клептократической и лживой природе антинародного режима.

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter