"Ну вот и все. Умерла Кира Муратова. Стало совсем темно.
Просто посмотрите и все поймете.
Когда мне было 16, я почти случайно забрела на Долгие проводы : летом, в жару, кинотеатр был почему-то в Лужниках — меня притащил туда одноклассник. Фильм уже и тогда был старый, ч/б. Идти было неохота, но билеты оказались уже куплены.
Я забыла об однокласснике через минуту после начала. Настолько забыла, что даже не стеснялась своих слез. А плакала я весь фильм. Потому что за эти полтора часа Кира рассказала мне, как устроена жизнь. И как она проходит мимо. Мимо каждого".
Евгений Ермолин:
"Ушла Кира Муратова. Печальная весть из Одессы. Вот даже не знаешь, что к этому добавить. Как будто вынута и пропала часть жизни.
Но ведь это не так. Короткие встречи и особенно Долгие проводы: глоток настоящей живой воды в советском обмороке. Астенический синдром, от которого избавиться в полном объеме, кажется, так и не удалось. Причудливые гротески постсоветского времени. Это все с нами. Нет главного: постоянного ощущения, что живешь в одно время с гением.
Не могу сдержать слез. Это странно, после стольких бывших потерь. Но не получается сдержаться.
Реально что-то кончилось".
"Тут недавно о моральных камертонах говорили. Как жаль, что один из выдающихся от нас ушел", — пишет Ольга Кортунова.
Виталий Челышев:
"Скорблю. Так же о ней скорбят миллионы близких ей людей. А близкими ей были люди расколовшейся, как льдина, страны. Царствие Небесное. Она осталась в культуре всех наших народов".
Вячеслав Шмыров:
"О том, что это может случиться в любой момент, мне сказали друзья из Одессы еще два дня назад. Но и они не могли предположить, что это случится так быстро. Ушла Кира Муратова. Одним гением кинематографа стало меньше..."
"Удивительного дара художник — Кира Георгиевна Муратова. И удивительного дара и отваги человек — для неё 14-й год отрезал Россию, навсегда, безвозвратно. Светлая память", — пишет Ксения Ларина.
Диляра Тасбулатова:
"В книгу "Всего 33" (том первый) о лучших режиссерах планеты Андрей Плахов включил — наряду с Альмодоваром, Триером, Гринуэем, Гиллиамом, Ханеке и пр. великими Киру Муратову.
ОДНУ (плюс Иоселиани, но он давно "француз") с наших просторов — бывшего СССР.
Продолжу список: Бертолуччи, Вендерс, Джармуш, Кустурица, Каурисмяки, Коэны...
Так-то".
Она же:
"Немного мистики.
Муратова умерла в день рождения Пушкина.
Оба перетворили — один язык, другая — язык кино.
Трудно даже представить, кто на такое способен — вы будете смеяться, но я часто думаю, как это ему удалось. Из архаичного и тяжеловесного сделать такой прозрачный, лапидарный, ясный и емкий.
Как удалось совсем тогда юной Муратовой, почти без "подходов к снаряду" (настоящий автор дольше созревает, у Параджанова было до его шедевров пять кажется неудачных, вполне заурядных работ) сделать качественно иное, чего не было в сов кино?
Непостижимо".
Максим Александров:
"На самом деле, конечно, Кира Георгиевна была не просто великим режиссером, но и визионером, создателем миров, законодателем мод, а также самым суровым критиком текущих событий. И именно из-за того, что на мир она смотрела как бы со стороны, ее точка зрения часто оставалась непонятной для землян.
Но и великим режиссером тоже. Хоть относительно классические "Короткие встречи" с Высоцким смотри, хоть изобретательный эксперимент "Вечное возвращение", хоть все что было между — ты увидишь ту же чистую киношную магию, как у Жака Тати, Отара Иоселиани или Серджо Леоне.
Жаль, что сегодня одним волшебником стало меньше".
Александр Тимофеевский:
"Лучшие русские фильмы за последние полвека сделала Кира Муратова — от "Коротких встреч" и "Долгих проводов" до "Астенического синдрома", "Трех историй" и "Настройщика". Муратова умерла, эта беда случилась пару часов назад, еще 6 июня, в день рождения Пушкина. Для русского кино Кира Муратова, как Пушкин, ей было подвластно абсолютно все, и абсолютно все у нее становилось художественным. Я когда-то попробовал про это сказать, описывая финал "Долгих проводов". Последние четыре минуты с мимом на фоне простыни, с песней на стихи "Белеет парус одинокий", со зрительным залом, забитым, взволнованно дышащим, с трогательным партикулярным мальчиком, вытаскивающим героиню Шарко из скандала, с требовательным ее в скандал возвращением, с торжественным стоянием посреди него, как на сцене, со сталинской гипсовой вазой, рядом с которой только и можно сесть, с огнями иллюминации, с париком, стащенным с хорошо уложенной головы, это такое сочетание искренности, фальши, сценичности, деланности и подлинности, что слезы сами катятся из глаз. Тут весь театр и все кино разом. И никто у нас лучше Киры Муратовой не чувствовал этого. Царство ей небесное".
"Кира Муратова ушла из жизни. Её фильмы как путешествие на край ночи. Светлая память", — пишет Платон Беседин.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter