В марте 2018 года сайт, описывающий глобальный автомобильный рынок, опубликовал данные о мировом рынке новых "легковушек" за 2016-17 годы. Согласно этой информации, в 2017 году во всем мире (в "первых" ста странах, остальное не в счет) было продано 93,6 миллиона новых легковых автомобилей, включая легкие коммерческие машины. Это было на 2,3% больше, чем в 2016 году. (Можно использовать и другие международные сайты или национальные сайты, обслуживающие автомобильный рынок, но они дают примерно те же данные).

Ниже приведены данные о продаже легковушек в "первых 12 странах мира" в 2016 и 2017 годах (миллионы единиц), вместе с долей в мировом рынке легковушек для каждой страны. Также приводится ВВП (в миллиардах долларов), в пересчете по текущему курсу (с ведущего экономико-статистического сайта tradingeconomics.com).

Страна

2017 год

Доля рынка

2016 год

Доля рынка

ВВП в 2017 году

1. Китай

28,272

30,2%

27,649

30,2%

12.238

2. США

17,238

18,.4%

17,559

19,2%

19.391

3. Япония

5,090

5,4%

4827

5,3%

4872

4. Германия

3,701

4,1%

3556

4,0%

3677

5. Индия

3,223

3,4%

2964

3,2%

2597

6. Великобритания

2,903

3,1%

3068

3,4%

2622

7. Франция

2,541

2,7%

2423

2,6%

2583

8. Бразилия

2,172

2,3%

1990

2,2%

2056

9. Италия

2,140

2,3%

1963

2,1%

1935

10. Канада

2,044

2,2%

1952

2,1%

1653

11. Южная Корея

1,784

1,9%

1835

2,0%

1531

12. Россия

1,596

1.7%

1426

1,6%

1578

Здесь уместен следующий комментарий:

В каждой из перечисленных стран (за вычетом Китая) на один миллион проданных новых легковушек в 2016-17 годах приходился примерно 1 триллион долларов ВВП (рассчитанного по текущему валютному курсу, а не по паритету покупательной способности). Например, в Америке в 2017 году было продано около 17 миллионов 200 тысяч новых легковых автомобилей всех типов, а ВВП составил около 19,4 триллиона долларов. В Германии в 2017 году было продано 3,7 миллиона легковушек, а ВВП составил почти 3,7 триллиона долларов.

И эта закономерность относится не только к развитым странам, но и к "среднеразвитым" Бразилии и России, и к "слаборазвитой" Индии. А если мы сложим данные по всем странам, и в автомобилях и в долларах, с №2 (Америка) по №12 (Россия), то окажется, что в 2017 году в одиннадцати странах всего было продано примерно 44 миллиона 200 тысяч легковушек, а их совокупный ВВП достиг 42,155 триллиона долларов. Иначе говоря, на каждый миллион проданных легковушек в средним приходилось 950 миллиардов долларов ВВП. Если мы глянем на страны ниже по списку (от №13 до №23), то получим примерно то же соотношение автомобильного рынка и ВВП.

Найденная довольно четкая корреляционная зависимость позволяет надежно оценить реальный ВВП Китая, рассчитанный по текущему курсу. Ладно, пусть будет не 950 миллиардов, а 900 миллиардов долларов на один миллион проданных легковушек. Но и в этом случае окажется, что реальный ВВП Китая в 2017 году достиг 25 триллионов долларов, а не официальных 12,2 триллиона долларов.

Я уже несколько раз писал, базируясь на многолетнем изучении китайской макроэкономической статистики, что в 2010 официальный ВВП Китая составлял примерно 60% реального ВВП, а в 2016 году официальный ВВП "снизился" до 55% реального ВВП. Остальное китайская статистика прячет. Немаленький файл информации у меня накоплен по этой теме — я знаю что пишу.

В 2017 году официальный ВВП Китая составил 82,4 триллиона юаней (или 12,2 триллиона долларов по среднему курсу). Неужели сейчас официальная статистика Китая учитывает не больше 52-53% реального ВВП? Похоже на то. Не верите? Так посмотрите на совокупные активы банковской системы Китая (37 триллионов долларов, по текущему курсу 6,85 юаня за один доллар, в июле 2018 года против примерно 18 триллионов долларов в Америке). И посмотрите на объемы использования сверхбольших интегральных схем (СБИС) в Китае — около 45% мировых.

На текущий день в мировом "парке" кондиционеров 35% приходится на Китай, и 23% приходится на Америку, и это, без шуток, важнейшие показатели экономического потенциала. (The Economist, 25 августа 2018 года, с. 47) И вообще, "Скрывайте свои силы, выигрывайте время". (Завещание-директива Дэн Сяопина, от которой в Китае не отступают.)

Что особо важно, Китай и Америка совместно контролируют около 45% мирового ВВП, около 50% мирового автомобильного рынка, по меньшей мере 60% мирового рынка СБИС... Сотрудничество двух стран в рамках очень популярного с 2006 по 2016 год, а ныне потускневшего проекта Chimerica (China plus America), могло бы основательно стабилизировать мир и обеспечить его здоровое развитие. Но при Администрации Трампа это явно нереально. Ну как Трамп может относиться к Стране Победивших Интеллектуалов? (Именно так.)

В 2013 году российский рынок новых легковых автомобилей достиг пикового уровня 3 миллиона единиц. В том же году ВВП РФ, рассчитанный по обменному курсу, подобрался аж к 2,400 триллиона долларов. И эти показатели рассматривались американскими экспертами, в том числе самыми серьезными, из Foreign Relations Council, как "показатель окончательного успеха трансформации России на пути к современной Западной системе (смешно сейчас вспоминать статьи в солиднейшем журнале Foreign Affairs; а тогда было тошно).

Но в 2014 году нефть и рубль рухнули, замедленное падение продолжалось в 2015-2016 годах. В итоге, в 2016 году ВВП РФ снизился до около 1,380 триллионов долларов, а рынок новых автомобилей сжался почти вдвое против 2013 года, до около 1,58 миллиона штук. Получилось, что доля РФ и в мировом ВВП, и в мировом рынке легковушек снизилась с примерно 3% в 2013 году до примерно 1,6% в 2016 году. С 8-го места в мире Россия упала на 13-е! Вконец разворованная, экономически и технологически отсталая страна, что называется, "сложилась".

В 2017 году цена нефти существенно выросла, и Россия чуточку оправилась и перебралась на 12-е место. В 2018 году цена нефти снова резко выросла, но дополнительного восстановления позиций России, похоже, не произошло. Что-то там у них во "внутреннем механизме" сильно сломалось.

Александр Немец

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter