Помните, как широко обсуждалось то, что в марте прошлого года на протестный митинг вышло много молодежи? Оппозиция воодушевилась: дескать, сейчас эти юные, не успевшие пропитаться родительским конформизмом граждане устроят вам "наш 68-ой". Кремлядь же вовсю зубоскалила про "бунт школоты" (хотя школьников от общего числа было не так уж много). Молодежь на политических акциях - это, конечно, круто. Но может ли молодежь стать основой протеста в России? Нет, не может. Потому, что есть один важный нюанс.

Самые известные протестные движения последних лет, в основе которых были молодые люди - это Арабская весна. И несложно понять, что это был демографический феномен. Средний возраст в арабских странах - 25 лет. Люди от 15 до 24 составляют там четверть населения. Прибавим к этому урбанизацию, рост уровня образования, смягчение нравов и - вуаля - получаем массовый молодежный протест против консервативного старичья.

Теперь возьмем Россию. Людей от 15 до 24 в РФ примерно 14.5 млн. (это 10% населения), а средний возраст близок к европейскому - 40 лет. На этом разговоры про молодежную революцию можно сворачивать - тут для нее тупо нет молодежи. Это только экономически и политически мы страна третьего мира, а демографически, натурально, Европа, где большая часть активного населения - это те, кому есть что терять, кто мало склонен к риску и обладает толстой медкартой в придачу.

Можно сколько угодно клясть поколение нынешних 40-летних, говорить о том, что они все про***ли. Можно распинать за конформизм и пассивность. Однако факт есть факт - никаких социально-политических подвижек не будет, пока именно они не начнут выходить на улицы.

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены