После миновавшего вчера дня моего рождения искренне благодарю всех друзей и знакомых, поздравивших меня по телефону и в фейсбуке с 67-летием.

Вчера я сознательно не заходил в фейсбук и не включал компьютер, так как публичность дня рождения и поздравлений в моей ленте меня всегда смущала и смущает. Тем более смущает (хотя, конечно же, и радует), что этих поздравлений неимоверно много!

Наверное, мне надо честно ответить на эти поздравления.

Свой возраст с точки зрения дальнейших планов, сколько бы лет еще ни было "отведено" — много или мало — бог весть, я ощущаю как во многих отношениях уже законченную жизнь и это меня сильно мучает.

Не жалею, что нельзя еще раз прожить жизнь снова. Если бы "снова" родился в 1951 году и вырос в той обстановке и с теми людьми, что меня окружали в детстве, я, скорее всего, повторил бы все или почти все то, что в жизни делал и сделал.

Из допущенных в жизни ошибок не жалею почти ни об одной. Не жалею даже, что через 5 лет после школы поступил во МГРИ и получил не гуманитарное образование, которое намного ближе моему складу ума и души, а специальность геолога, которая была "не моей" и к которой я, как ни старался, не смог себя приспособить и в результате скоро из нее ушел. Не жалею потому, что в институте были друзья, оставшиеся до сих пор, несколько замечательных преподавателей, и там я встретил свою жену, с которой мы вместе и сегодня. И, кроме того, благодаря специальности я видел природу и побывал "в поле" там, где никогда бы не побывал, если бы не учился на геолога: в полупустыне Бетпак-Дала, на побережье Берингова моря, в долине реки Арпа и ряде других "глухих" мест в Армении.

Пожалуй только об одной совершенной мной в жизни ошибке я жалею. После разгрома в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова выставки "Осторожно, религия!" в январе 2003 года на третий день после ее открытия мне не надо было, как я сделал, закрывать разгромленную экспозицию, а надо было оставить ее для обозрения зрителями и журналистами до конца намеченного срока ее работы, как мне советовали и хотели художники — участники выставки. Тогда все, что с этой выставкой было связано, — претензии церкви, верующих, прокуратуры, обращение Госдумы к генпрокурору и осуждение выставки почти всеми коллегами-правозащитниками могло бы развернуться и пойти в другом направлении. Я имею в виду, что сочувствие общества при виде разгромленной религиозными вандалами выставки и испорченных экспонатов могло бы быть на стороне художников. Во всяком случае шанс привлечь сочувствие общества и вызвать его возмущение действиями церкви, "благословившей" разгром выставки, я не использовал. Совершил я эту серьезную ошибку потому, что был слишком музейщиком и плохим политиком. Как музейщик я считал неприличным и невозможным показывать зрителям разгромленную экспозицию и испорченные экспонаты. Думаю, эта моя политическая ошибка сыграла какую-то роль в последующем росте внешней церковно-клерикальной и светской цензуры и самоцензуры в российских музеях.

Жалею в прошедшей жизни не об ошибках, а о другом.

О том, чего очень хотел, стремился, но не смог осуществить и сделать. Это два новых и больших музея — Музей Ноосферы имени Вернадского и Музей СССР, идеи создания которых я предложил и даже пытался их осуществить. Возможно, кто-нибудь и когда-нибудь такие музеи создаст, но они будут другими, чем мог бы и хотел сделать их я, т.к. знал и знаю, каким должна быть структура Музея Ноосферы, и задачи, и цель его деятельности, и, возможно, мог бы сам придумать и предложить структуру Музея СССР (идею создания которого предложил в 1999 году), если бы меня и сейчас позвали и позволили его делать.

И еще я очень жалею, что не смог реализовать два социально-политических направления исследований, идеи и замысел проведения которых я предложил, долго вынашивал и пытался осуществить в 1990-х и начале 2000-х годов. Я считаю, что эти направления актуальны до сих пор!

Эти направления суть следующие: "Разработка критериев и методов оценки эффективности работы органов демократической власти" и "Справедливые и несправедливые социальные неравенства в современной России" (задача и цель состоит в создании методики выявления и описания, а затем в участии в работе по поддержке справедливых и минимизации несправедливых социальных неравенств в нашем обществе, рыночной экономике и стране). Я хотел сделать эти два направления исследований постоянными исследовательскими программами Музея и общественного центра "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова, а сам музей и общественный центр имени Сахарова — ведущим и авторитетным в стране методическим центром по этим двум направлениям, пригласив для этого тех специалистов, которые, как мне казалось, эти идеи по настоящему разделяют. Конечно, эти программы не должны были отменять все остальные программы музея.

По первому направлению Музеем была выпущена малоудачная книжечка Ф.М. Бородкина. А по второму еще менее удачный сборник "Справедливые и несправедливые социальные неравенства в современной России" под редакцией Р.В. Рывкиной. Главными недостатками этих книг является, по-моему, то, что их авторы в одном случае не смогли разработать критерии и методы оценки эффективности работы органов демократической власти, а в другом случае — методику и критерии и параметры определения и описания существующих в обществе с точки зрения разных социальных групп справедливых и несправедливых социальных неравенств в различных сферах социальной и экономической жизни.

Мое ощущение, что я не сделал и не сделаю то, что очень хотел и надеялся сделать и что для общества, культуры, политики, страны считал и считаю очень важным сделать, и есть ответ на многочисленные пожелания мне долгих лет жизни и на пожелания исполнения планов, которые я получил от всех вас, дорогие и уважаемые друзья в ваших поздравлениях.

Никаких серьезных неосуществленных идей и планов и жизненных целей, кроме названных выше, у меня уже нет и, видимо, уже не появится. Когда таких планов и идей и целей нет, не знаешь куда себя деть и что делать каждый день. Могу только реагировать на происходящее вокруг какими-то заметками, иногда хожу в пикеты и на митинги. Но раз человек не добивается того, что хотел, предлагал и считает важным сделать, это значит, что во многих отношениях жизнь человека уже закончена, хотя физически он еще живет.

Пожалуй, хочется еще и есть желание помочь и быть полезным вступившим в жизнь новым поколениям — молодым юношам и девушкам в их гораздо более смелой, чем моя, борьбе с существующим в России авторитарным и имитационно-демократическим режимом и изменением его в сторону большей демократии и социальной справедливости. Но чем и как?

Юрий Самодуров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter