Как показал 2018 год, отношение россиян к выборам по большей части скептическое. Для россиян власть такая же данность, как наступление зимы, например. Повлиять на власть невозможно, нужно просто верить в хорошее и надеяться только на лучшее. Тем не менее выборы и манипуляции власти с выборами — хороший индикатор для оценки ситуации в стране. И здесь есть несколько различных уровней.

Федеральный

Вынужденный соблюдать ритуал президент еще в начале года потребовал от своего штаба, возглавляемого Сергеем Кириенко, добиться от народа результата 70х70, то есть 70% голосов при такой же явке. Здесь все прошло чисто: в преддверии ЧМ-2018 основной кандидат угрожал Западу, в оппонентах были красно-клубничные и спарринг-партнеры из числа давних знакомых, о пенсионной реформе большинство сограждан не подозревали. По официальным данным, явка составила 67,5%, победитель нарисовал себе 76,7%, или 56,5 млн голосов. Наградой за верность россиянам стали пенсионная реформа, повышение НДС, акцизов, тарифов ЖКХ и прочее. Граждане возмущались, но чаще всего по домам и не вслух. К декабрю 2018 года "Левада-центр" рисовал президенту рейтинг поддержки 66% против 33% неодобряющих и 1% неопределившихся. Серьезных массовых протестов не случилось, легитимность не пошатнулась, но пошатнулась вера в президента.

Москва

Кто бы что ни говорил, а Москва в России — это всегда отдельная и очень важная тема. Иногда даже, прости Кадыров, более важная, чем Чечня. Поэтому выборы в Москве тоже были очень значимы для власти. Здесь успехи власти оказались гораздо менее ощутимы.

При явке в 31% кандидат власти набрал 70%, но в 12,5-миллионном (официально) городе это лишь 1,6 млн голосов. "Народ безмолвствует", — сказал бы классик.

Легитимность вновь избранного мэра держится исключительно на пассивности граждан и активности репрессивного аппарата.

Регионы

Еще интереснее получилось в регионах. Как и в столице, явка оказалась во многих регионах неприлично мала. Редко где на избирательные участки пришла хотя бы треть избирателей. Власти напропалую использовали муниципальный фильтр, у чужих шансов не было.

Рассматривать находящиеся фактически на военном положении Кавказ и Крым не имеет смысла.

Самым опасным для властей мог стать Екатеринбург. Здесь народ безусловно поддерживал своего сити-менеджера Евгения Ройзмана. Полномочия были урезаны насколько возможно, но и тех, что есть, для человека, хоть сколько-нибудь не связанного с властью, чрезмерно много. А вдруг Ройзман решит пойти на поводу у своих сограждан, а не у федерального центра? Этот человек разрабатывал когда-то планы создания Уральской республики, согласовывал митинги Навального — опасно. Поэтому еще весной депутаты местного парламента отобрали у народа право прямых выборов градоначальника. Ройзман бороться не стал, плюнул в пол, сказал, дескать, в цирке участвовать не намерен, и ушел.

Такой же цирк произошел в ряде регионов, где на выборах в местные парламенты снимали списки неблагонадежных: в Ярославской области — список "Яблока", в Забайкальском крае — список "Родины", в Якутии — "За справедливость!", в Ненецком округе — "Великое Отечество" и многих других. Тем не менее на региональных выборах легальные оппозиционеры отчитались об успехах по сравнению с предыдущими годами, "Единой России" пришлось констатировать потерю доверия даже на таких авторитарных выборах.

Интересно, что успехом пользовались ранее неизвестные и фейковые партии, такие как КПСС, "Коммунисты России" и прочие.

Граждане перестали доверять статистам в игре в наперстки. Даже создание новой партии вместо "Единой России" вряд ли сможет оттянуть окончательное падение доверия к власти и перенос недоверия на самого президента.

Самые странные выборы прошли в Приморье, где схлестнулись кандидат от "Единой России" Андрей Тарасенко и представитель КПРФ Андрей Ищенко. В первом туре врио губернатора Тарасенко уверенно побеждал, перед вторым туром встретился с президентом, и тот "предположил", что "все будет в порядке". Во втором туре протестное голосование вывело вперед Ищенко, но с незначительным преимуществом победу отдали Тарасенко. Ясно, что граждане голосовали не за Ищенко, а против любимчика Кремля. После начала протестов власть решила отказаться от репрессий и поступила умно. Второй тур отменили, выборы провели заново, Ищенко и прочих опасных через муниципальный фильтр не пропустили, победил другой любимчик Кремля — Олег Кожемяко, специально десантированный на трудный участок с Сахалина.

Похожая ситуация сложилась во Владимирской области, где кандидат власти Светлана Орлова проиграла члену ЛДПР Владимиру Сипягину; в Хакасии, где Виктор Зимин, несмотря на заступничество президента и министра обороны, проиграл коммунисту Валентину Коновалову; в Хабаровском крае Вячеслав Шпорт проиграл опять-таки кандидату от ЛДПР Сергею Фургалу.

Настоящие итоги выборов-2018

Безусловно, ситуация в стране изменится не в результате выборов. Но даже такие выборы стали для власти неприятным испытанием. И по ним можно судить о настроении граждан и запасе прочности режима. Очевидно, что власть по-прежнему владеет ситуацией в том, что называется "федеральным центром", но постепенно теряет контроль над тем, что происходит на местах. Режим вынужден идти на совсем уж неприличные шаги вроде тех, что были предприняты в Екатеринбурге и в Приморье.

В 2018 году россияне выбрали промолчать и не участвовать в очередной шулерской разводке. Граждане пока еще рассматривают президента как нечто неизменное и не перешли от немого ропота к открытому противостоянию, но уже всерьез недовольны тем, что имеют. "Авторитет" местных властей уже фактически висит в воздухе.

В случае ухудшения ситуации может сложиться так, что поддержка собственных жителей станет важнее поддержки из центра, ведь именно так и было во время развала СССР.

Вероятно, катализатором изменений в стране может стать ситуация в регионах. Невозможно изменить что-то в своем городе, не убрав из Кремля "сакрального" президента или не отказавшись от его протектората.

Федеральный центр не сможет удержать центробежные устремления жителей регионов наладить свою жизнь, равно как не сможет и помочь наладить жизнь в регионах. Ситуация тем хуже, что и в Москве режиму также опереться не на что.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter