Иван Сидор, ударивший в набат в ночь нападения "беркутовцев" на Майдан, с Томосом об автокефалии. Фото: www.facebook.com/olik.djokich
  • 09-01-2019 (14:27)

Томос для Украины

Блогосфера о вручении Томоса об автокефалии Святейшей Церкви Украины

update: 09-01-2019 (15:02)

Одним из ключевых событий начала года, далеко выходящим за пределы собственно религиозной жизни, стало подписание и вручение Томоса об автокефалии для Святейшей Церкви Украины. Комментаторы считают произошедшее историческим событием, важным не только для верующих, но и для всей социокультурной ситуации. Это несомненный антиимперский шаг.

Егор Седов:

"Относительно Томоса и всех рассуждений, с ним связанных.
Даже у сторонников Украины, даже у убежденных антикрымнашистов порой видишь это недоумение: а что это за разговоры об автокефалиях, томосах и всех прочих тонкостях в XXI веке? К чему все это? Надо ли радоваться вместе с украинцами?

1. Дорогие граждане продвинутые, когда у вас получилось что-то важное, вы — даже про себя — никогда не говорите "НУ, СЛАВА БОГУ!"? Вот никогда-никогда? Мы живем в определенной социокультурности. И человечество еще довольно долго будет на эти социокультурности завязано. Это ничему не мешает. Просто это — так.

По теме
НОВОСТИ

2. Украина не Россия еще и потому, что это — Киевская Русь. Один из центров развития православия, а не окраина. И процент верующих православных (не тех, кого когда-то бабушка крестила, "чтобы ангел-хранитель с дитём был", а тех, кто ходит по праздникам в храмы) — он там больше. Так что произошедшее для Украины важно. Очень важно.

3. О фактическом крахе концепции "Москвы — Третьего Рима" очень хорошо сказал коллега Ихлов Евгений. А ведь эта концепция — базис для имперских проектов. Трещинку дало и кое-что еще — вот это сознание своей "уникальности": оказывается, помимо патриарха РПЦ (МП) есть Вселенский Патриархат, и располагается он совсем не в Москве... и он — страшно вымолвить — старше и важнее! И в здании "уникальности", заботливо возводимом в мозгах (причем ведь есть и "уникальность" со знаком "минус"), пролегла очень серьезная трещина.

4. А знаете, про гаджеты и Антихриста сказано было совсем не в Киеве. А кое-где в ином месте. И совсем не патриархом Святейшей Церкви Украины, а кое-кем еще. Выводы-то делаем — кто есть кто и кто за что выступает".

Olik Djokich:

"На фото (заглавном — прим. Каспаров.Ru) томос держит в руках тот самый Иван Сидор, который в 4 утра ударил в колокола Михайловского Златоверхого в ночь на 11 декабря 2013-го, когда Беркут пытался взять Майдан штурмом. История сделала еще один сногсшибательный виток. Удивительная судьба у парня".

"Я не религиозна от слова совсем. Но это — самая святочная история в мире. Боритесь — и поборете", — пишет Дарья Костенко.

Александр Морозов:

"Читаю ленту, вижу реакцию на томос. И у образованных и неплохо подготовленных людей попадается внезапно следование — какое-то инерционное, видимо — "слепым" схемам. Одни пишут: это чистая "политика". Для них просто в "слепой зоне" находятся 7 тыс. приходов, — на них уже выросли дети, которые были там крещены, и эти дети даже уже не знают, почему они числятся вне канонической юрисдикции. Там люди венчаются, их отпевают, они прожили так почти 30 лет. Теперь у них статус, и эти прекрасные люди такие же христиане, как члены остальных церквей диптиха. Уже одно это — сугубо христианское событие.

Другие страдают, что ПЦУ — будет как РПЦ — "государственная церковь". Ну, очевидно, что она не может быть такой же, "как РПЦ". Разумеется, она будет такой же церковью, как у румын, сербов, т.е. там, где православие играет важную роль в национальном строительстве.

Но здесь такая же "слепая зона" возникает: люди прекрасно знают, что в Украине влиятельны греко-католики, которые никуда не денутся, в Украине свободно развивается протестантизм (разогнанный чекистами в РФ), а главное — сама структура государства совершенно иная в Украине, чем в РФ.

Третьи зачем-то пишут про "раскол мирового православия" и т.д. Оптика куда плывет в сторону: "Настал черный день Фанара. Его раскольническая... и т.д." (как у о. Николая Балашова и митр. Илариона).

Где раскол? Патр. Кирилл перестал упоминать поименно глав поместных церквей? Ну, так в этом нет никакого канонического нарушения, он их поминает в целом, это допустимо и с позиций сокращения времени литургии (у ген.Черняева есть известная байка: Николай II как-то после литургии спросил у одного из петроградских митрополитов: а нельзя ли как-то "подсократить" службу? На что тот ответил: можно, как раз за счет многократного упоминания вашего величества). Ни одна из поместных церквей не поддержала Москву официально, Варфоломей продолжает со своей стороны поминать Кирилла. Молодой киевский митрополит во время Рождественской службы поминал главу РПЦ.

Сейчас даже еще непонятно — а сколько приходов УПЦ МП в течение года перейдет в ПЦУ. Ясно, что значительная часть приходов у митр. Онуфрия останется.

Ничего решительно пока не произошло, кроме того, что развалилась советская концепция "канонической территории" Московской Патриархии. Но она же была только "в воображении МП". Она и не могла бы все равно дальше существовать в границах СССР.

Разумеется, есть и политика в этих событиях, и государственный интерес, и месть тем, кто нарушил "будапештский меморандум" и т.д. Но это все фон, который неизбежен в условиях войны. "Это не мы придумали" — это просто "контекст".

Александр Осовцов:

"Украинский томос — правильная вещь уже потому, что если свободным гражданам свободной страны нужна собственная церковь, то она им положена по праву, как собственные флаг, гимн, столица, парламент и язык. Тут всё понятно. Но это тут. А там, как известно, отношение к независимости Украины другое. И вопрос об украинской автокефалии обсуждался на путинском "совете безопасности" — органе, ведающем силовыми структурами. Потому что для них любое продвижение Украины к независимости от России — это повод для силового ответа. Военного, террористического, подрывного в том или ином смысле. Будьте настороже, друзья мои, восток алеет кровью".

Andrew Okara:

"Лично для меня глобальный исход киевского Майдана-2013-2014 стал понятен после истории с Киевским Золотоверхим Святомихайловским монастырем, который открыл свои ворота для избиваемых Беркутом студентов и прочих протестовальщиков. (Я такой вывод сделал при том, что к УПЦ КП у меня в целом было прохладное отношение — из-за их неканоничности на тот момент, на службу в церкви УПЦ КП я не заходил никогда.)

И тогда же было отрефлексировано важнейшее отличие церкви в украинской и российской социальных системах. Мне тогда очень хотелось, чтобы УПЦ МП оказалась на стороне общества, а не на стороне деспотического государства и элиты Януковича. Я об этом делился мыслями со знакомыми священниками УПЦ МП и церковными активистами, но они боялись или сознательно не хотели высовываться, не получив благословения или одобрения у правящих архиереев.

Именно тогда из УПЦ МП ушло несколько влиятельных интеллектуалов — сторонников "киевоцентристской" ориентации. Кончина блаж. Владимира, появление фигуры митр. Антония (Поканича), избрание митр. Онуфрия, публичное укрепление фигуры Новинского привело к тому, что УПЦ МП избрала сугубо промосковскую ориентацию. Ну а после неудачной интриги РПЦ с Всеправославным собором 2016 года стало ясно, что автокефалия для украинской церкви будет, и будет она из Константинополя, а не из Москвы, и что Москва будет очень серьезно сопротивляться.

И еще — однажды было ощущение омерзения и ощущение, что УПЦ МП постепенно сама себя загоняет в глухой тупик. А именно — большой антивоенный крестный ход в Киеве летом 2016 года (или 2017? — уже забыл). Если бы тогда прошло бы два параллельных крестных хода — один в Киеве с митр. Онуфрием, второй — в Москве с патр. Кириллом, это был бы грандиозный успех Кирилла, Онуфрия, РПЦ, УПЦ МП и торжество Православия в его московской версии.

Но ничего подобного не произошло. РПЦ и УПЦ МП однозначно поддержали кремлевскую и останкинскую интерпретации всего происходящего и продолжали молиться и говорить о "братоубийственной войне на Украине".

В общем, каждому воздается по делам его и по помыслам его".

Екатерина Барабаш:

"Вот и вручили томос Украине. Кто возмущается — мол, все это пустые и недостойные игры политиков, — тому, значит, нет никакого дела ни до Украины, ни до ее трудного пути к независимости, ни до справедливости, ни до чужих чаяний. Поэтому все эти разговоры — высокомерный снобизм. Когда-нибудь, очень нескоро, когда на земле настанет царство высшей справедливости (ха-ха-ха, конечно, ну а что поделать — надо верить), Церковь будет тем, чем она и должна быть, — добровольным сообществом верующих, общиной для тех, кому верить веселее вместе. А пока мир раздираем войнами и несправедливостью, пока кровь и хаос — слишком сильны..."

Сергей Агорес:

"Томос для украинской церкви.
Вокруг него столько жарких дискуссий, что создается впечатление что кто-то пытается запутать простой вопрос.
Суть события — усиление независимости Украины от России.
И этот факт важный и положительный для всех украинцев, независимо от их отношения к религии.
Этот факт является положительным и для всех тех россиян, которые видят будущее своей страны как демократического государства, а не как имперского образования.
В России этот событие является негативным только для РПЦ — потеря существенной доли не облагаемых налогами доходов и для для носителей имперской идеи — потеря мощного неявного пропагандистского инструмента".

Блогер Pan Axxacall:

"Тем временем, а митинги протестующих российских православных были уже?
Типа антитомосный марш?
Или может, пикет протеста у ворот представительства Цареграда?
Нет?
Судя по всему, получение Украиной Томоса и автокефалии бесит только попов в погонах".

Телеграм-канал "Мастер пера":

"Официально об этом сообщений нет, но говорят, что все-таки служба с поминовением [жертв в Магнитогорске] была в ряде церквей, вышедших из-под РПЦ. Это знак того, что мирное, а впоследствии и добрососедское сосуществование православных церквей возможно, да и предопределено. Это патриархаты разные, а Христос — один".

Александр Воронков:

"Атеист (такой, как я) не поймет — почему томос для церкви независимого государства — это церковный раскол?
Почему — если государство независимое, а его церковь должна подчиняться другому государству?
Раскол — это когда боги у них разные. Так?
Значит, воцерковленные теперь разным богам молятся?
У каждого — свой, настоящий. А у соседа — фейк!"

"Теперь СМИ обязаны будут обозначать: "Томос, запрещенный на территории России"?" — спрашивает Михаил Кригер.

Телеграм-канал Daily Storm:

"Все члены синода Константинопольского патриархата в Стамбуле подписали томос о предоставлении автокефалии новой церкви Украины".

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter