Мне очень не нравится истерия среди некоторых сторонников Порошенко - истерия, доходящая до грез о расстрелах предателей и готовности отдать Путину еще несколько "пророссийских" областей (лишь бы сохранить консолидированную национальную территорию). Разумеется, потом все было смикшировано, но агрессивно-панический тренд не изменился.

Обращу внимание на ошибки Петра Алексеевича, которые бросаются в глаза. И это вовсе не коррупция. С коррупцией восточно-южно-европейские страны живут-поживают. Израиль, Италию, Испанию и Францию коррупционные скандалы сотрясают постоянно. Олигархи, которые сыграли против Порошенко, свое богатство отнюдь не скрывают. Четыре года назад честно предлагали референдум по расставанию с Крымом и ОРДЛО – ради мира. Затем игра стала утонченней – вновь сделать предметом обсуждения интеграцию в НАТО и ЕС, как путь к предлагаемой Киссинджером "финляндизации" (благожелательный к Москве нейтралитет) Украины.

Я понимаю опасения российских разработчиков теории прокси-войн – если с охваченной новой революционной смутой Россией захотят сыграть в ту же игру, то украинская армия, обстрелянная на фронте и подготовленная и вооруженная западными советниками, знающая русский язык и русскую психологию, при этом не питающая никаких теплых чувств к России – идеальный "миротворческий" оккупационный контингент.

Порошенко сделал несколько фатальных ошибок.

Первая – это кампания против приходов Моспатриархии, включая требование унизительной перерегистрации. Томос об автокефалии – его великая историческая победа. И надо было остановиться именно на фиксации этого морального триумфа. "Московские" приходы – это как раз юг и восток, который не просто отказал ему в доверии, но и дал в совокупности 15% голосов "восточному альянсу", при этом 2/3 из них досталось откровенной креатуре Москвы.

Вторая ошибка – это аффектированная украинизация и дерусификация.

Я понимаю, что национально-романтическая интеллигенция почувствовала, что ей "пошла карта". Российская агрессия, аннексия и оккупация вызвала огромной национальной подъем и в тех слоях, которые были русифицированы и денационализированы. 

Надо было спокойно подождать, чтобы возникла естественная тенденция обретения именно украиноязычной культурной идентичности. 

С русским же языком стали бороться, как с европейскими языками в бывших колониях. Форсированное вытеснение русской культуры вызвало сильнейшее раздражение. Что вылилось в поддержку кандидатов, от которых ждут приостановку украинизации.

Третья ошибка - это какое-то чисто советское лишение гражданства Саакашвили. Который был и остался символом борьбы с коррупцией и решительных реформ. Так отвратительно поступить с тем, кто доверился. И под таким вздорным предлогом. Не оправдал доверия - сними с должности. Но эта охота миграционной службы...

Четвертая ошибка – это бесконечное нагнетание атмосферы "войны до победного конца" и требование все новых и новых социальных жертв. 

Исходя из высших политических резонов, такой подход можно считать единственно оправданным, как и стремление весной 1917 года дожать австро-германский блок, уже явно невыигрывающий войну (отступление от Марны на линию Зигфрида и итальянский натиск под Изонцо). Только в Российской империи в 1917 стремительно нарастало утомление от войны, терялся смысл дальнейшего участия в ней. 

Пятилетняя война, из которых четыре – окопной войны, при том что в тылу течет мирная жизнь, совершенно отдельная от фронта, "жируют спекулянты", "сладкая жизнь богачей" - воспринимается как империалистическая. В апреле 1917 бунтовала даже французская армия!

Я уже обращал внимание на последние (февральские) социологические исследования в России и в Украине, проводимые Левадой-центром и Киевским международным институтом социологии (КМИС).

Вот его итоги: 

"1) В феврале 2019-го года, по сравнению с данными конца прошлого года, увеличилась доля россиян, которые (суммарно) хорошо относятся к Украине: 28% против 34%. Аналогичный рост позитивного отношения к России фиксируется в украинском общественном мнении: 48% против 57%. Однако, если в России по-прежнему доминирует отрицательное отношение к соседней стране (его отмечают в 1,5 раза чаще), то в Украине, напротив, положительное отношение к России в два раза превышает отрицательное (и этот тренд продолжается с конца 2017-го года).
2) Общественное мнение в обеих странах относительно желаемой визовой политики между Россией и Украиной в настоящее время более симметрично – каждый второй опрошенный в России (52%) и каждый второй в Украине (48%) поддерживает позицию, согласно которой отношения между странами должны быть с открытыми границами, без виз и таможен. Противоположное мнение о закрытых границах и визах охотнее поддерживают жители Украины (38% против 25% среди жителей России), однако в обеих странах население за прошедший год в целом стало реже выступать за визовые барьеры.
3) Несмотря на доминирование выраженно отрицательного восприятия нынешнего руководства Украины жителями России и руководства России жителями Украины, от 2016-го года к 2019-му отмечается небольшой рост числа опрошенных в обеих странах, демонстрирующих положительное отношение к руководству соседней страны.
4) Отношение к жителям соседнего государства всегда позитивнее отношения к его руководству. Вместе с тем за последние три года образ украинцев среди жителей России существенно улучшился: 59% – как сумма мнений "очень хорошо" и "в основном хорошо" – в мае 2016-го года против 82% в феврале 2019-го года. Аналогичные, хоть и менее резкие, изменения в украинском общественном мнении относительно положительного образа россиян: 67% против 77% соответственно".

Очевидное снижение взаимной конфронтационной мобилизации!

И давайте не будем забывать, что на востоке Украины понимают, что в ОРДЛО культурно - такое же население, и что мины, снаряды и ракеты убивают их "соплеменников". 

Мультимиллионер во главе буржуазной революции придает ей нужную умеренность. 
Но мультимиллионер не может быть вождем национальной армии. 

Так и сформировалась невидимая коалиция "похабного мира", получившая в первом туре 46% голосов!

И, конечно, досадное промедление с фискальными реформами, хотя бы напоминавшими эрдогановские начала его правления. Рост полномочий местного самоуправления – великолепно! Но последствия этой реформы скажутся в полной мере только спустя много лет.

В старой перестроечной пьесе Керенского уговаривают немедленно подписать "декреты о мире и земле" и тем самым выбить все козыри из рук большевиков.

Кстати, такой шаг несколько не противоречил бы его собственной идеологической позиции. 
Можно было бы поддержать декабрьскую (1916) ноту Вильсона (демагогический запрос о целях войны, предверяющий уже предрешённое вступление в неё Америке) воющим государствам, но развить тему отказа от имперской политике и реванша, и заодно дать понять союзникам, что Россия тягот войны больше нести не может и пока "перевес по очкам" у Антанты – нужен выход на компромисс. 

Тем более, что значение России в войне было столь велико, что Лондон и Париж должны были бы прислушаться к требованиям Петрограда. 

А ленинская аграрная реформа – это украденные большевиками наработки Чернова и других эсеров, позиции которых "трудовик" Керенский должен был поддерживать. 
Керенский, как известно, ничего подобного не сделал. 

В частности, потому что был заложником как снедаемых военной горячкой офицерских кругов, так и необходимостью поддерживать финансово-экономическое равновесие, которое радикальная земельная реформа, разумеется, изрядно пошатнула бы.

Я, естественно, не призываю к капитуляции перед Путиным. Но заранее объявить и внести в законы положения о русской, венгерской и русинской национально-культурных автономиях можно было. И это и было бы исчерпывающее выполнение Украиной "Минска-2".

Не административной (квазигосударственной) автономии, чего требует Москва, но именно исключительно культурной, с обязательным местным и региональным двуязычием (от которого Канада вовсе не развалилась) и со свободным выбором региональных образовательных программ. Это именно то, чего ждёт от Киева Брюссель. Сейчас в Западной Европе отнюдь не поощряют территориальной административной автономизации, но и романтический национализм просто не выносят.

Жалко, что ничего из этого Порошенко не сделает. 

А если и сделает, то за оставшуюся неделю (хоть сколько-то времени нужно на подготовку актов) это совершенно не изменит сложившихся общественных настроений.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены