Социология показывает, что запрос на перемены витает в Украине уже несколько лет. Он значительно превышает страх перемен. Даже сторонники действующего главы государства хотят видеть нового президента, хоть и в старом обличии.

Три года назад один из будущих кандидатов в президенты начал рассказывать зрителям сказку о справедливом будущем, в которой агентами перемен являются простые люди. Это новый феномен в украинской политике, приведший к новым последствиям.

Впервые образ светлого будущего создавался с помощью целостной истории, апеллирующей к ценностям справедливости и самореализации. До этого политическая жизнь Украины ограничивалась обещаниями сытого и безопасного будущего.

Все это время не прекращались активные мероприятия Кремля в Украине, поддержанные агентурой и полезными идиотами на местах. Цель - перенаправить запрос на перемены в нужное русло. Во многом эта цель была достигнута.

Уровень доверия украинцев к проводимым в стране реформам в разы ниже уровня недоверия. По реформе образования в два раза, по земельной и судебной в три раза, по медицинской, пенсионной и по приватизации в четыре раза.

В отношении к реформам прослеживается специфика подхода населением Украины к ожидаемым изменениям. Мы хотим видеть перемены вокруг, но не хотим меняться сами. Не готовы брать на себя ответственность и нести издержки, связанные с реформами.


СЕГОДНЯ

Все кандидаты, кроме одного, применяли старый проверенный популизм обещаний и угроз. Они обращались к базовым ценностям потребления и безопасности. Злоупотребление черным пиаром привело к сильной поляризации общества.

Люди начали разговаривать с телевизором, а это плохой знак. Семьи начали распадаться, а друзья перестали разговаривать друг с другом по признаку политических предпочтений. Последний раз подобное наблюдалось весной 2014 года. Делаем выводы.

Действующий президент, на мой взгляд, не сумел обновить свой образ. Он напирал на угрозы и утверждал, что самый лучший. Последнее является спорным. В глазах избирателей он худший из президентов Украины, за исключением всех остальных.

Все кандидаты, кроме одного, обращались к избирателю, как взрослый к капризному ребенку - "Мы пообещаем тебе все, что ты хочешь, и защитим от всего, чего ты боишься!". Этот способ общения перестает работать. Но новый способ пока ничем не лучше.

Феномен молодого кандидата состоит из трех основных составляющих:

- он предложил популизм нарратива, основанного на справедливости, вместо теплого лампового популизма обещаний безопасности и базового потребления;

- он впервые обратился к избирателю, как ребенок к ребенку - "Эти взрослые опять обманут, берем власть в стране в наши детские руки!";

- он не стал формировать конкретный образ, а дал избирателям раскраску и фломастеры, чтобы они сами нарисовали образ понравившегося президента.

Штаб молодого кандидата делал все, чтобы не разрушить образы, нарисованные избирателями. Он старательно избегал любой конкретики. Слабые очертания программы, команды и набора ценностей появились в самом конце второго тура в одном из шоу.

Подобный подход к избирательной кампании отражается в соцопросах. Единственное, что объединяет 80% избирателей молодого кандидата, это ожидание снижения стоимости коммунальных услуг. Именно с этого в их головах начинается справедливость.

По остальным социальным проблемам эта категория избирателей дает противоречивые ответы, в зависимости от раскраски, которую они себе нарисовали. Часть из них хочет в НАТО, часть мечтает о нейтралитете, а часть о союзе с Россией. И так по большинству вопросов.


ЗАВТРА

Начиная с завтрашнего дня, победивший кандидат вынужден будет давать конкретные ответы на конкретные вопросы. Не на тот запрос, который озвучивали избиратели перед выборами, а на те проблемы, которые по Конституции являются прерогативой президента.

С 1 мая анонсировано очередное повышение коммунальных тарифов. Какое-то время можно будет читать письмо из первого конверта - "Вали все на попередника!". Очень скоро это перестает работать. Многие посчитают себя обманутыми уже в первые пол года.

Украина сейчас стоит на пороге ревизии и реставрации. И дело не в фамилии будущего президента. Не готовы меняться мы - граждане Украины. Мы хотим попасть в будущее, оставаясь в прошлом. Не понимая, что только от нас зависит будущее нашей страны.

Юрий Христензен

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены