Не так давно я публиковал "О николатрии" ("о победопоклонстве" - см. приложение), где прямо сравнил нынешние российские (в т.ч. и в экспортном варианте) формы празднования Дня победы с сатанинской пародией на отмечания католической Пасхи в романских странах – где в центре культ Сталина-Антихриста. 

Сказавши это, я, как мне кажется, получил моральное право выступить в защиту несчастных с их предельно пошлыми и гротескными формами отмечания.

Прежде всего, это во многом – самый банальный конформизм. Жители России в своём огромном большинстве глубоко убеждены, что они – "люди маленькие", и поэтому предаются всем видам социальной мимикрии. 

При этом их как бы загоняют в информационные "вилки": официоз и параофициоз (т.е. критики власти "справа") все время муссирует тему войны и враждебного окружения, а радикальная оппозиция так же старательно эксплуатирует тему фашизации и приближения Нового 1937 года.

Все эти дети и отроки в форме, и даже в имитации окровавленных бинтов, и даже в колясках с надписью "200" (хотя, строго говоря, должно быть ещё "300") – это вовсе не возрожденный культ Молоха, не в жертву они детей готовят, но напротив, это такой древнеславянский обряд-оберег: смерть – пройди мимо, он – уже мертв…

Вот теперь – очень важное. И русская либеральная интеллигенция, и украинцы редко понимают, насколько они находятся стадиально далеко от русской народной среды. Даже те очень простые и народные украинцы, что ментально находятся в 19 веке с его упиванием романтическим героическим национальным возрождением (греческим, немецким, итальянским, венгерским, болгарским, сербским), слишком рациональны, чтобы понять нынешнее массовое сознание в России, относящееся к еще более ранней европейской эпохе.

Но сделаем небольшой экскурс в историю празднования Дня победы. 

У меня только-только был очень интересный разговор о трансформациях социальных обрядов, об эволюции общественной мифологии. 

И тут День победы – почти идеальный социокультурный маркер. 

24 июня 1945 года – легендарный парад победы, который отказался принимать генералиссимус. Виктор Суворов сделал из этого вывод, что Сталин не считал себя выигравшим Вторую мировую – Красная Армия встала на Эльбе и Дунае, а не на Ла-Манше, не на Сене, не на Тибре, и даже не на Рейне… Полагаю, что не в этом дело. 
Это был не просто квазиримский триумф Сталина-императора, но апофеоз Сталина – превращение его в живого бога. А боги парадов не принимают! 

И именно поэтому не было никаких парадов и празднований 9 мая в течение последующих 19 лет. Ибо обряд обожествления и триумф – однократны. А парады – 7 ноября – это подготовка к Мировой революции.

Всё меняется в 1965 году. Новое советское руководство, сместившее "волюнтариста Хрущёва", в т.ч. опытнейший хозяйственник Косыгин (организатор эвакуации промышленности), понимает – научно-техническое и экономическое соревнование с США безнадежно проиграно, никакого коммунизма не будет [реально аналитики ЦК КПСС считали "материально-технической базой коммунизма" американский уровень жизни и развития времён президента Джонсона, отделение экономики АН СССР уже при Андропове исходило из достижения этого состояния к рубежу тысячелетия] и поэтому общество от светлого будущего надо повернуть к героическому прошлому.

И тут и начинается непрерывное празднование победы и культ ветеранов, организация бесконечных вечных огней по городам и весям. День победы превращается в рутинный, ностальгический праздник имперского величия. 

Чем ближе СССР к кульминации своего развития – достижения военно-стратегического паритета с США – тем помпезней и безжизненней эти подтверждения статуса сверхдержавы. Но это компенсируется трогательными народными стихийными ритуалами: большинство ветеранов – "новые горожане", и формы празднования повторяют вековые деревенские обычаи. Чем старее ветераны, тем фольклорней ритуалы Дня победы. 

Небольшие ветеранские привилегии, хоть как-то ограждающие о прозябания и произвола, стремительно создают целое сословие "римских граждан", советских "квиритов", с которыми должны уже считаться советские "центурионы".

Затем День победы - это поминки по СССР и радость, что Россию уцелела, не погрузилась в новую Смуту и гражданскую войну.

И вот при позднем Путине это превращается в "триумфы воли" - демонстрации готовности принять вызов мира. 

А дальше общая социопсихологическая архаизация приводит к тому, что Дни победы становятся культом бога войны и культом предков-воинов. 

Более того, ритуалы "Бессмертного полка" как массовое заклинание духов предков постепенно вытесняет парады как слишком ещё рациональный ритуал. 

Тем более, что провести мимо вождя ракету больше, чем ту, что возили мимо Брежнева сложно, но эпический полковник Брежнев всё-таки был не особистом, а бывал в настоящем боевом окопе… Поэтому ритуал, при котором "царь" принимает "парад гвардии", включая шествие бронированных автозаков, дополняется ключевым обрядом – царь становится верховным жрецом культа мёртвых героев и символически возглавляет эту языческую пародию на крестный ход. 

И как раз эта глубинная архаика и импонирует людям, поскольку резонирует с их средневековыми представлениями. Первый куплет "Хорста Весселя": "Товарищи, которых расстреляли Ротфронт и реакционеры, Незримо маршируют в наших рядах".

А простые люди в эти ритуалы изо всех сил вписываются, потому что именно стремятся умилостивить духов войны и души воинов.

Тут интереснейший материал для культурологов и историков - как постепенная профанация и фольклоризация центрального государственного ритуала вдруг совершает смысловую инверсию, обретая совсем иное, диаметрально противоположное исходному значению. 
Всё-таки при Брежневе, Андропове и сталинских маршалах День победы никогда не был симвлической угрозой начать новую мировую войну и оккупировать Европу (а это и значить "Можем повторить").

И ещё - наиглавнейшее. Такое будирование мощи и победы в самом её вульгарном смысле (на машинах не пишут "долой фашизм", пишут "едем за немками"), такая ежегодная игра в "тамерланов" - это ведь ещё и заговаривание страха от подсознательного ощущения неминуемого приближения последнего краха державы.

*  *  *
ПРИЛОЖЕНИЕ

О николатрии

Надо понимать, что так раздражающее "победобесие" (я применил более вежливый греческий термин "николатрия", победопоклонство) - это способ современной русской культуры восполнить отсутствие пасхальной "карнавальности" - тех пышных католических шествий в Латинской Америке, на Филиппинах, на Пиренеях и на Аппенинах.
Православные крестные ходы слишком суровы и организационно централизованы, а народная душа требует импровизации.

И в апреле, когда пасхальные шествия проходят на Западе, в России - ещё слишком холодно.

А конец первой декады мая - самое оно... Можно не шить детям крошечные красноармейские бараньи полушубки... Можно не шить даже крошечные форменные ватники...

(Хотя для шибко военно-патриотических мамаш надо бы внедрить детские бязевые кальсоны на завязочках - для полной аутентичности, а девочкам - подрубленный вариант - как это было в действительности, и выпустить гигиенические салфетки в виде фрагментов "Красной звезды" с передовицами Кривицкого, Ортенберга и Эренбурга - чего- нибудь вдохновляющее - про подбитие трёх "тигров" одним ПТРД-41).

И дальше идут любые культурологические сравнения: культ маршалов и скончавшихся ветеранов - как субститут культа святых и мучеников... И в центре культа этой Антипасхи - Антихрист-Сталин.

PS. Я понимаю, что поскольку внутри Советско-германской войны 1941-45 ("ВОВ") была и гражданская война, то в современной России значимое число людей отмечает 1 июня (День Лиенца - "Казачью Голгофу"), но как можно отмечать и 9 мая, и День Лиенца - выше моего понимания...

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены