Посольству России в Иране не удалось связаться с захваченными на британских танкерах россиянами. Любопытно, что граждан Великобритании среди заложников нет - сплошь иноплеменный состав экипажа. Есть только один гражданин Евросоюза из Латвии, ЕС уже потребовал его немедленного освобождения.

Иранцы, безусловно, создали для Великобритании сложную ситуацию, причем прямо сейчас начинается пересменка британских премьеров, и отвлекаться на внешние кризисы в такой обстановке весьма проблематично.

Как можно понять, КСИР взял на вооружение передовой опыт российских коллег, которые формально не закрыли Керченский пролив, но по факту установили режим досмотров и проверок украинских судов, который делает судоходство в этом районе весьма проблематичным. Совсем внаглую морское право этим не ущемляется, но делает само понятие права весьма условным. Технически Иран способен без формального закрытия Ормузского пролива создать колоссальные проблемы для тех или иных компаний и стран - досмотры судов на предмет провоза контрабандных грузов не прерывают сообщение, но максимально его затрудняют. Правило "правил больше нет" становится основным в международных отношениях.

США и их союзники (в первую очередь британцы) сейчас должны решить локальную проблему, пока она не перешла в еще более масштабную - в мире есть несколько узловых точек, создание рисков на которых может ударить по всей мировой торговле. И если Керченский пролив - глубокая и никому особо не интересная периферия, то Ормузский пролив - самая что ни на есть базовая точка мировой морской торговли. Разрушение морского права и манипуляция им может создать кризис таких масштабов, что разрешить его будет делом предельно сложным. К чему сегодняшние мировые морские державы не слишком-то и готовы.

Проблема усугубляется тем, что силовое решение "распечатывания" Ормузского пролива должно быть предельно сжатым по срокам - классическая схема с созданием большой международной коалиции, стягивания масс войск в регион, тщательная подготовка и тому подобное займут полгода, а то и больше. За это время пролив однозначно будет парализован, а значит - до 40 процентов мировых танкерных поставок нефти окажутся под угрозой. И проблема даже не в том, что цены на нефть вырастут, а в том, что они будут "прыгать" абсолютно непредсказуемо, все экономические прогнозы пойдут лесом, бал начнут править психология, истерика и паника. И ловкие ребята, зарабатывающие на этом миллиарды. У мировой экономики случится тромб, который будет рассасываться еще очень долго после ликвидации кризиса.

В общем, время в данном случае - важнейший ресурс. Долго это предкризисное состояние тянуться не может - КСИР, в общем, рассуждает вполне разумно. Штаты либо должны будут пойти на попятный с ультиматумом Ирану, либо резко интенсифицировать подготовку к силовому решению. Вероятность чего сейчас оценивается как очень низкая.

Еще три-пять захватов, и Трампу придется решать, что выбирать, по какому пути идти. Безусловно, ему дадут сохранить лицо в случае, если он откажется от предыдущих планов, но на его карьере можно будет, скорее всего, ставить крест.

Более чем вероятно, что Иран в эту игру играет не сам, а союзничает с силами, для которых политика Трампа неприемлема. С условными глобалистами, которые при Обаме и пошли на заключение "ядерной сделки". Трамп, весьма волюнтаристски отменив ее, сделал это довольно грубо, не интересуясь мнением тех же европейцев, не побеспокоившись о создании союзной коалиции до выдвижения ультиматума Ирану. Это - очевидный провал госдепартамента, который должен (и обязан) был заняться этим вопросом или лечь костьми и не дать Трампу рубить сплеча, не подготовившись предварительно.

Но госдепа в США сегодня нет. Есть только вывеска и невнятный Помпео. Да и предшественник Тиллерсон не выглядел гигантом мысли, по крайней мере в международных делах. Соответственно, Трамп попросту попал в неприятную историю, и теперь его противники делают всё возможное, чтобы он из нее либо не выпутался, либо вылез ободранный.

Это, конечно, вполне классический случай, когда полный дилетант занимается вещами, в которых вообще не смыслит. Мы, в общем, от Штатов Трампа не слишком в этом смысле отличаемся - у нас тоже есть свой гений, который лажает в любом международном вопросе и (что характерно), российский МИД тоже не является самостоятельным творцом внешней политики, а послушно выполняет начальственные указания, проявляя похвальную самостоятельность лишь в вопросах сдачи в аренду своих помещений за рубежом для переброски промышленных объемов разных веществ. Руководство же надувает щеки и витает в своих эмпиреях, раздавая руководящие и безграмотные указания. Дилетанты выглядят везде одинаково. И с последствиями их действий и политики тоже всё примерно так же.

Трамп очень быстро входит в ситуацию, из которой нет хорошего выхода. Как Путин в Крым. Вроде все правильно и красиво, но вдруг выясняется, что обстановка выглядит совершенно иначе, чем это казалось еще вчера. И затраты на поддержание некомпетентных решений начинают вдруг расти даже не в арифметической, а гораздо более крутой прогрессии.

Если Трамп не проявит какую-нибудь совершенно фантастическую изобретательность, буквально в пару месяцев его крестовый поход на Иран может закончиться полным и оглушительным провалом. Что, на самом деле, очень плохо - клерикально-фашистский режим, устояв и тем более победив в локальном, но очень значимом сражении, получит второе дыхание, при этом он теперь не сдерживается "ядерной сделкой" и вполне свободен в своих действиях. А значит - вынудить его пойти на новое соглашение, ограничивающее экспансионистскую политику, будет гораздо сложнее, затратнее и главное - позиции Ирана на любых переговорах будут гораздо увереннее.

Проблема Трампа сейчас в том, что будучи человеком крайне некомпетентным в вопросах международной политики, он может просто не понять, в какую калошу он садится. Дилетант не может осознать себя дилетантом потому что он дилетант. У него просто не хватает компетентности, чтобы понять, что он некомпетентен. И объяснять Трампу его глупость и невежество, в общем-то, некому - его международная команда ничем не лучше.

Мюрид Эль

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены