Открытка начала прошлого века ("открытое письмо") нашлась в архиве бабушки. Судя по другим (с марками и штемпелем), год 1910 или 1911.

Доживающая век монархия терпит прогрессистские мотивы в искусстве, тиражирует полотна Третьяковской галереи - на тему полицейского сыска.

Это как если бы российская почта выдала сегодня в продажу тираж почтовых открыток: "Арест Алексея Навального" или "Обыск в ФБК". )

Справка подсказывает, что картина Репина обрела окончательный вид и была выставлена в 1892 году (тогда же куплена Третьяковым). Из нынешней эпохи сюжет смотрится особенно символично.

С одной стороны, рост революционной нетерпимости к косной системе. С другой - скептическая кучка "мужичков" у окна, не берущих в толк, что это за "фрукт" с чемоданом прокламаций. (Видно, обсуждают, что заезжий "провокатор" сеет смуту в их краях на деньги иноземных "супостатов").

Грязная дыра, где схватили "агитатора" (иначе говоря, "активиста"), их вполне устраивает. Это их привычная, российская "стабильность".

Радостный "опер" в соседней комнате трясёт пачкой найденных листовок. Полицейское начальство, довольное уловом, вчитывается в строчки "подрывной литературы", прикидывая подходящую статью для обвинения ("За призывы к массовым беспорядкам", скорее всего).

Гибкий и юркий "следак" (или "опер") за спиной жандарма игриво излагает варианты подходящих к "делу" статей Уголовного уложения. Полиция довольна - они не зря едят свой хлеб, изводя проклятую "крамолу". Ещё немного усилий, десяток-другой арестов, - и "подполье" будет полностью разгромлено.

Одиночки против системы, мальчики - фанатики. Жалкое зрелище...

Интересно, что с ними стало, с героями картины, спустя какое-то время? "Народники", "бомбисты", демонстранты на улицах - под нагайками казаков.. История ходит кругами; её опыт - всегда личный. Учебники бесполезны.

А Илье Ефимовичу (из очередного нашего российского мрака) спасибо за точность взгляда на вещи, за историзм и интуицию.

Александр Хоц

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены