Марш оппозиции против политических репрессий. Москва, 31.8.19. Фото: Reuters
  • 02-09-2019 (11:01)

На удивление мирно

Блогосфера о московской акции против политических репрессий

update: 02-09-2019 (11:01)

Жестких задержаний и арестов в ходе протестного несанкционированного марша оппозиции 31 августа не случилось. Это вызвало удивление комментаторов: ничего общего с летними протестами не наблюдалось. В чем причина такого миролюбия силовиков - в предстоящих ли 8 сентября выборах или в том, что власти нужно "сохранить лицо" перед Западом? Об этом размышляют блогеры.

Леонид Гозман:

"Самым удивительным сегодня был момент, когда они сначала окружили площадь космонавтами и стали требовать покинуть площадь, а потом, вдруг, космонавтов увели и отогнали бОльшую часть автозаков. Кто и кому дал приказ? Молчит наука!"

Александр Морозов:

По теме
НОВОСТИ

есанкционированное шествие по бульварам 31 августа. Неизвестные политические силы взяли под контроль Росгвардию, которая - "посветив" дорогостоящими водометами - снялась и ушла. 
После чего оказалось, что 31-й статья Конституции может быть реализована без сломанных ног и избиения женщин".

Егор Ершов:

"Главным итогом акции стало то, что, 1) протест жив 2) оказывается, если нынешних протестующих не бить и не хватать, ничего ужасного почему-то не случается. Кто бы мог подумать, правда?

А вот почему сверху была дана команда на мягкую линию - вопрос интересный. Нежелание Собянина нагнетать перед 1 сентября, банальный эксперимент или что-то ещё?"

"Думаю, что дело не в 1 сентября, в в 8-м. Сообразили, что картинку для Запада надо всё-таки создавать приличную перед выборами. Но уже поздно - засветились по-полной", - пишет Лика Архангельская.

Телеграм-канал "Малюта Скуратов":

"Что изменилось за месяц? Глобально – ничего, система все та же, просто в политическую повестку добавились два пункта. Во-первых, собственно выборы 8 сентября. Это уже следующие выходные. Люди массово вернутся из отпусков: на улицах может стать многолюднее, а на избирательных участках – жарче. Протестное голосование в том или ином виде – ожидаемый сценарий. И радикализация протеста сейчас – это последнее, что нужно Кремлю. А вот иллюзия соблюдения гражданских прав, что как бы должно придать выборам немного легитимности, здесь очень кстати. Сегодня на улицах можно было кричать "Путин – сказочный…" и "Путин – вор!" и даже взывать к полицейским с призывом о помощи в его поимке, требовать люстрации и отставки Собянина. Требовали, причем безнаказанно.
Во-вторых, международная повестка. С 4 по 6 сентября во Владивостоке состоится Восточный экономический форум – выставка инвестиционной привлекательности России, для которой политическая стабильность – не последнее дело. Таких международных "выставок" у Кремля всего две – еще Санкт-Петербургский международный экономический форум. От последнего у Путина остался очень неприятный осадок. Экономическую повестку напрочь перебили московские протесты, связанные с арестом журналиста Ивана Голунова 6 июня, которому при задержании были подброшены наркотики. Уроки извлечены.
Помимо собственно экономики во Владивостоке у Путина ожидается ряд двусторонних встреч.
При этом не стоит обнадеживаться. Роль доброго полицейского чужда Росгвардии и играть она ее будет лишь до тех пор, пока это нужно ее создателю".

Телеграм-канал "СерпомПо":

"Почему власти на сей раз не стали разгонять и винтить людей, как делали это 27-го июля, 3 и 10 августа? Устали? Не захотели дальше нагнетать ситуацию в последние выходные перед единым днем голосования 8 сентября? Решили, что завели достаточно уголовных дел, чтобы, как в 2012-м, загасить протест?

Трудно понять логику людей, которые наворовали столько, что боятся не то, что любых протестов, но даже репостов в соцсетях.

Сегодняшнее шествие показало главное: протест не слился, чтобы ни писали купленные Кремлем журналисты и блогеры. И еще: если бы росгвардейцы не махали дубинками во время прошлых акций, они тоже прошли бы мирно и спокойно. Главный провокатор у нас – власть".

"В Москве чудовищный разгул законности. Оккупанты и каратели забастовали. Или это их начальство скрысятничало и им не доплатило? Верните палачам деньги народа!" - иронизирует Александр Скобов.

Кирилл Шулика:

"Несогласованная акция в центре Москвы проходит по белорусскому сценарию, то есть ближе к выборам без задержаний, пустили даже Соболь, не стали катать между отделениями полиции. Несколько тысяч человек это много. Меньше, чем было, но протест это не только улица, но и еще куча всяких активностей от выборов до художественных акций, поэтому протест никуда не делся. Надеюсь, что он перейдет в формат "умного голосования" через неделю. Но главный итог лета в сфере уличных акций - уже нет разницы акция согласованная или нет. Люди перестали боятся. Тут власть своими действиями мэрии по согласование (чаще несогласованию) акций сама себя загнала в тупик".

Телеграм-канал "Запретное мнение":

"Протестный марш, проходивший в последний уик-энд перед выборами 8 сентября, собрал ожидаемо меньшее число участников, чем было на пике протестной активности несколько недель назад.

Путинский режим сделал цену участия в протесте очень высокой: гигантские штрафы; возможность уголовки; огромный шанс попасть в список экстремистов, что повлечёт заморозку всех счетов; увольнение с работы, что в период нынешнего экономического кризиса в стране сдвигает гражданина на грань выживания и ещё много разных неприятностей.

Все, кто выходят на уличный протест — это довольно безбашенные (в хорошем смысле слова) граждане. Но, среднестатистический россиянин будет тянуть решение сложного вопроса до последнего. Народ уже полностью перестал поддерживать власть, но пока ещё ищет способ приспособиться или утаить свои доходы.

Будь Путин поумнее, он бы, конечно, остановился в своём грабеже именно сейчас. Но, аппетиты его дружков олигархов не оставляют шансов простому населению РФ на нормальное существование. Тот факт, что нынешний режим грабит собственный народ — уже стал общенациональным консенсусом.

Интерес к политике резко вырос. Мы сейчас повторно проживаем 1989 год — КГБ пока ещё продолжает сажать в психушку диссидентов, но через 2 года памятник Дзержинскому падёт".

Егор Седов:

"Ну, и удивительны, конечно, цифры по последней протестной акции. Вон у Красовского - "800 человек в плащах". (И при этом его "комментарий" печатает "Свобода"; если есть что-то более поразительное, чем факт мирной несанкционированной акции, так это "надсхваточность" и "неангажированность" некоторых демократических журналистов. Впрочем, как раз "ангажированность" - это же человека "тусовочки" постят, а не кого-то "глубиннонародного" - хотя матерится, как извозчик).
Так вот, водометы в самом деле были.
И Росгвардия протестующих на Пушкинской окружила. А потом... потом случилось какое-то "чудо на Висле". Явно связанное с телефонными звонками, но чьими - вопрос. 
Ну, и про 800 человек - бред, конечно. Достаточно фото посмотреть, а не "тусовочных" матерщинников читать".

Блогер Valery Zen:

"Знакомьтесь. Эти милые молодые люди в майках с логотипом "Не допускай" сегодня тоже пришли на митинг. Среди них много молодых людей и гостей из Средней Азии.
В разговор эти люди вступать отказывались, лица прятали или сразу отворачивались. Зато ходили по пятам за митингующими вместе со собственным оператором в такой же зеленой майке. Так что возможно, совсем скоро мы увидим очередную серию про "проплаченную госдепом кучку подростков") 
P.S. Вот, оказывается, во что эволюционировали всякие "Наши" и "Молодые Гвардии". Что ж, теперь мы знаем, на что в частности идут в бюджетные деньги)".

Эль Мюрид:

"Последний протестный марш перед днем голосования прошел в Москве. На него пришли на порядок меньше людей, чем было на пике митинговой активности несколько недель назад. Что в целом было понятно уже после масштабного выхода на Сахарова. Повод для выхода исчерпан. Власть продемонстрировала, что идти ни на какие компромиссы не готова (впрочем, это как раз входило в уравнение, удивительно было бы что-либо иное). Противоречия не разрешены и нет механизма для их разрешения. А значит, они продолжат накапливаться.

На самом деле то, что происходит, имеет и положительный аспект. Люди начинают приходить к выводу, что любые формы общения с властью бесполезны. Ни просьбы, ни требования не работают - власть живет в своем собственном пространстве, а потому существует отдельно от остального населения страны. Фактически это означает проседание легитимности власти, группа ее поддержки - классические сервильные 30 процентов, которые будут поддерживать вообще любую власть. Социум постепенно переходит в "переохлажденное" состояние - внешне стабильное, но появление любого центра кристаллизации буквально рывком переводит переохлажденную систему в качественно иное состояние. В переводе на обычный язык - нарастающее отчуждение людей от путинского режима создает угрозу для последнего в том, что достаточно появиться "Непутину", чтобы он получил внезапную и ничем не объяснимую массовую поддержку. Никаких достоинств, кроме того, что он не Путин, от него не будет требоваться - это, в общем, и есть вполне классическая утрата легитимности, которая формируется прямо у нас на глазах. Другой вопрос, что через очень короткое время от такого "лидера" потребуют более конкретных свидетельств его приемлемости в качестве лидера, и если он их не предъявит, то начнется чехарда микропереворотов и появления новых и новых людей. До тех пор, пока не появится что-то более-менее подходящее, ну, или вся система постепенно уйдет вразнос.

Уже поэтому на месте борцов с мифическим майданом я бы не спешил радоваться тому, что протесты не имеют практического "выхлопа". Он есть. Он скрыт, но он реален, другой вопрос, что его накопление идет постепенно, хотя и достаточно быстрыми темпами. Власть совершенно не зря беспокоится именно о легитимности своего положения - либо на уровне рефлексом, либо даже осознанно она отдает себе отчет в том, что оболваненным, но лояльным населением управлять можно, а вот равнодушным и отстраненным, не ассоциирующим себя с ней - гораздо сложнее. Если вообще возможно. Именно поэтому власть кровно заинтересована в выборах, которые по сути, в данном конкретном случае являются вполне стандартным бандитским приемом "замазывание кровью". Пришел на выборы - обеспечил власти легитимность, взял на себя ответственность за то, что она называется властью. И в этом плане бойкот выборов - осознанный шаг, когда человек отказывается совершать преступление в отношении своего будущего и будущего своих детей, отказывая бандитам в праве называться властью. Практический результат такого ненасильственного сопротивления внешне незаметен, но он есть. Особенно, когда приобретает массовый характер.

Наверное, поэтому Навальный с его "умным голосованием" гораздо менее опасен, чем простой бойкот выборов. Навальный играет по правилам, обеспечивая явку. А это сейчас главное для власти".

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter