Главное событие предвыборного съезда "Единой России" состоялось еще до его начала. Секретарь генсовета Андрей Турчак декларировал намерение партии сохранить в новом составе Госдумы конституционное большинство – как минимум 301 из 450 мандатов. Таким образом ЕР стоит рассматривать как флаг, который Кремль растянет над новым составом нижней палаты, чтобы гарантировать транзит по своему сценарию. Конституционное большинство нужно власти в двух случаях: для изменения основного закона или для блокировки попыток импичмента со стороны оппозиции, которой для этого придется заручиться согласием трети депутатов. С учетом того, что Владимир Путин ни разу четко не заявил, что в 2024 г. он оставит пост президента, хотя вопросы задавались и не раз, ресурс конституционного большинства представляется актуальным для Кремля.

Почему в этой конструкции "Единой России" отводится пассивная роль мандатодержателя, а не политического актора, понятно. Кто кроме историков вспомнит те годы парламентской борьбы, когда было иначе, да и в начале 2000-х кремлевские кураторы открытым текстом говорили о сходстве партии с "прицепным вагоном" и обещали "кочегарить" сами. Но насколько успешно "единороссам" удастся воспроизвести ставшую уже привычной роль хранителя большинства, сейчас также не очевидно. Главная проблема здесь – в падающем рейтинге партии власти.

Сейчас поддержка "Единой России" колеблется в районе 30-35%. Это сопоставимо с уровнем 2003 г. Тогда "единороссы", объединившись со своими некогда главными политическими противниками из "Отечества – Всей России" (теми самыми "конъюнктурщиками", по которым так неосторожно в минувшую субботу прошелся президент), получили на выборах 37,5%. После такого результата "подвижное большинство" в парламенте партия власти обеспечивала за счет коалиций с другими политическими силами и одномандатниками. Ни о каком конституционном большинстве не было и речи.

На какой ресурс рассчитывают "единороссы" сейчас, не вполне ясно. Маргарита Симоньян в качестве главного партийного правозащитника едва ли сильно повлияет на симпатии электората. Возвращение к практике губернаторов-паровозов расходится с требованием беспартийного, но сочувствующего единороссам Владимира Путина – "терзать и трясти" региональных чиновников. Идея превратить партийцев в "слуг народа" могла бы показаться эффективной, но она безнадежна – слишком дорого обходятся стране те ее хозяева, которые сейчас у власти, а служить двум господам бюджет не позволяет. Вариант создания коалиций на берегу возможен, хотя и затратен, но, кажется, слишком тонок для одичавших от безнаказанности государственных политтехнологов.

Главным условием транзита должна бы стать безупречная чистота выборов. Но это из разряда фантастики. Московский сценарий с недопуском сильных кандидатов, показал протестный потенциал и заставил вспомнить Болотную площадь. В случае выборов 2021 и 2024 это возведение протестного потенциала в федеральный масштаб, помноженный на региональные проблемы. При этом развитие в России черного рынка политического насилии, о котором писала "Медуза", говорит о том, что силовые и манипулятивные варианты власть для себя не исключает.

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены